на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧАНГ, чaнк. 1) Иранская угловая арфа. Имеет трапециевидный, слегка изогнутый корпус, часто украшенный орнаментом. Восходит к древним инструментам Ассирии, Сев. Индии. Ч. имел разл. количество струн (13-100; часто двойные, тройные), которые защипывали пальцами обеих рук (иногда на большие пальцы надевали в качестве плектра напёрстки). Древнейшие изображения относятся к 600 н. э. Играли на Ч. гл. обр. женщины. Ныне встречается среди иранцев, живущих в Афганистане. Родственные муз. инструменты - аюмаа, чанги и др. С 14 в. Ч. называются инструменты типа цимбал и псалтериума. 2) Узб. и тадж. нар. струнный удар. муз. инструмент, род цимбал. Имеет плоский, трапециевидный деревянный корпус (длина обращённой к исполнителю стороны 850-1000 мм, противоположной - 630-800 мм, ширина 300-400 мм) на небольших ножках, прикрывается деревянной крышкой. На верхней деке 1-3 резонаторных отверстия в виде резных розеток. Металлические струны натянуты в продольном направлении; они крепятся с левой стороны корпуса к металлич. штифтам, с правой - к металлич. колкам, вращаемым спец. ключом. Струны делятся на 2 группы - низкого и высокого регистров. Струны первой группы одинарные, опираются на подставку близ колков; издают звуки диатонич. звукоряда. Между этими струнами проходят струны 2-й группы, опирающиеся на левую подставку, к-рая делит их на 2 неравные части: часть струны справа от подставки даёт звук октавой выше соседней струны 1-й группы, слева от неё - квинтой выше звука правой части той же струны. Т. о. образуются 3 диатонич. звукоряда: As - ges, as - ges1, es - des2. Исполнитель ударяет по струнам 2 эластичными деревянными или бамбуковыми палочками. Звук громкий, долго не затухающий, яркого, звонкого тембра. Сила звука может изменяться в широких пределах. На Ч. играют соло, чаще в ансамбле с др. нар. инструментами. В 1940-е гг. Ч. усовершенствован мастерами А. И. Петросянцем и С. Б. Диденко. Созданные ими разновидности Ч. входят в совр. узб. и тадж. оркестры нар. инструментов; имеют хроматич. звукоряд.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь