на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧАРДАШ (венг. csardas, от csarda - трактир, деревенский кабачок) - венгерский народный танец в размере 2/4 или 4/4. Состоит из 2 контрастных частей: меланхолич. или патетич. медленного вступления, сопровождающего круговую муж. пляску - лассу, или лашшу (венг. lassъ), и быстрой фришки (венг. friss), сопровождающей зажигательную парную пляску. Фришка часто начинается медленно, но, постепенно ускоряясь, достигает стремительного темпа. Ч. восходит, с одной стороны, к венг. танцам с типичной для них острой ритмикой, с другой - к виртуозной инстр. импровизации цыган с её богатой орнаментикой, выразительной и страстной мелодикой. Прототипы Ч. - шуточный танец csalogatasz, венг. кадриль (magyar kör), двухчастный halgato nota с медленным инстр. вступлением и быстрым bokazу, ср.-век. hajdutanc (танец гайдуков - венг. наёмных солдат, служивших при замках). Первая публикация Ч. относится к 1834; тогда же Ч. стал бальным танцем. Наибольшей популярности Ч. достиг в 1845-80; как нар. танец существует в Венгрии и поныне. В проф. музыке Ч. нашёл претворение в «Венгерских рапсодиях» и чардашах для фп. Листа («Csardas macabre», 1882; «Csardas obstinй», 1884), «Венгерских танцах» Брамса, в балетах «Лебединое озеро» Чайковского и «Коппелия» Делиба. М. И. Катунян.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь