на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧЕБОТАРИ (Cebotari), Чеботару, Чеботарь Мария [10 (23) II 1910, Кишинёв - 9 VI 1949, Вена] - певица (лирич. сопрано). По национальности молдаванка. В детстве пела в церк. хоре. В 1924-29 училась в Кишинёвской консерватории у Г. Афанасиу, позже совершенствовалась в Берлине в Высшей муз. школе у О. Даниеля. С 1929 выступала с рус. драм. труппой в Бухаресте и Париже. В 1931 дебютировала в Дрезденской гос. опере (в партии Мими), с 1935 солистка Берлинской гос. оперы, с 1947 - Венской гос. оперы. В 1931 впервые выступила на Зальцбургском фестивале, участвовала в этих фестивалях и в дальнейшем, в т. ч. в первых пост. опер «Смерть Дантона» Эйнема (1947) и «Волшебный напиток» Мартена (1948). Гастролировала в странах Европы (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Дания, Бельгия, Швейцария, Чехословакия и др.). Одна из крупнейших певиц 1-й пол. 20 в., яркая представительница нем. вок. школы. Голос Ч. отличался теплотой, гибкостью, пластичностью, мягкостью и красотой звучания; в совершенстве владела искусством пепия legato. Исполнению Ч. были свойственны простота, задушевность. Её репертуар включал ок. 60 партий, в их числе - Виолетта (любимая партия певицы), Мими, Чио-Чио-сан; Сюзанна и Графиня («Свадьба Фигаро»), Софи («Кавалер розы»), Татьяна (на рус. яз.), Иоланта, Антонида. С успехом пела и партии драм. сопрано - Саломеи; Турандот («Турандот» Пуччини) и др. К крупным артистич. достижениям Ч. принадлежат партий Констанцы и Памины («Похищение из сераля» и «Волшебная флейта» Моцарта), Арабеллы и Дафны («Арабелла» и «Дафна» Р. Штрауса), Манон («Манон Леско» Пуччини), Джильды. Первая исполнительница ведущих партий во мн. операх современных ей композиторов, в т. ч. Г. Зутермейстера, О. Шёка, Р. Дзандонаи, М. Лотара, Э. д'Альбера. С огромным успехом выступала в опереттах (её последняя роль - Лаура в «Нищем студенте» Миллёкера, март 1949). В конц. репертуаре Ч. были романсы М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, песни Р. Франца, М. Регера, П. Корнелиуса, сопрановые партии в 9-й симфонии Бетховена, реквиеме Моцарта, 2-й симфонии Малера. Снималась в кино (в фильмах «История одной жизни» и «Песня матери» её партнёром был Б. Джильи). Творч. дружба связывала Ч. с Р. Штраусом (была первой исполнительницей партии Аминты в его опере «Молчаливая женщина», 1935), Б. Вальтером, Ф. Бушем, К. Бёмом, К. Краусом.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь