на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧЕРЕПНИН Александр Николаевич [8 (20) I 1899, Петербург - 29 IX 1977, Париж] - русский композитор и пианист. Сын H. H. Черепнина. С детства обучался игре на фп. (его первым педагогом была Л. А. Кашперова). Занимался в Петрогр. (1917-18), затем в Тбилисской [1918-21; у Т. Тер-Степановой (фп.) и Т. де Гартмана (контрапункт)] консерваториях. Муз. образование завершил в Париже под рук. И. Филиппа (фп.) и П. Видаля (контрапункт). Выступал как муз. критик в периодич. печати, с 1919 был муз. директором одного из драм. театров в Тбилиси. В 1921 вместе с отцом эмигрировал во Францию. Концертировал как пианист в Лондоне и др. городах Европы, в США (наиболее интенсивно в 1925-33). В 1931 посетил Египет, Палестину, Крит, Грецию. В 1934-37 жил в Китае и Японии, вёл конц., муз.-обществ. и пед. деятельность. Был директором Шанхайской консерватории, консультантом по вопросам муз. образования при Мин-ве просвещения Китая, открыл в Токио муз. издательство, печатавшее произв. молодых композиторов. В 1937 вернулся в Париж, где в 1938-45 преподавал в Рус. консерватории (класс фп.). В 1949 поселился в США (с 1964 - в Нью-Йорке); в 1949-64 профессор университета Де Пол в Чикаго (класс композиции). В 1967 концертировал в Сов. Союзе (Москва, Ленинград, Тбилиси). Творчество Ч. связано с традициями рус. муз. культуры; об этом свидетельствует, в частности, тематика его произв. (балеты «Трепак», «Стенька Разин», «Шота Руставели»; «Русские танцы» для оркестра и др.). На формирование художеств. мировоззрения Ч. большое влияние оказало творчество С. С. Прокофьева. Для композитора характерен интерес к фольклору - русскому, грузинскому, а также египетскому, китайскому. Среди лучших произв. Ч. - 2-я симфония (1947-51). Обогатил композиторскую технику, в частности ввёл в практику метод интрапункта («нота между нотой» - в противоположность контрапункту) и т. н. черепнинскую 9-ступенную гамму (октава делится на три равных тетрахорда, имеющих 3 модификации: целый тон, 2 полутона; 2 полутона, целый тон; полутон, целый тон, полутон), к-рая служит основой многих его соч. Написал кн. «История русской музыки от истоков до Глинки» («Russische Musikanthologie», изд. на нем. и англ. яз., 1966). Сыновья Ч. - Иван Александрович Ч. (р. 5 II 1943, Париж) и Сергей Александрович Ч. (р. 2 II 1941, Париж) - композиторы. Живут и работают в США.
Соч.: оперы - Оль-Оль (по Л. Н. Андрееву, 1925, пост. 1928, Веймар; нов. ред. 1930, пост. 1934, Нью-Йорк), Свадьба Зобеиды (Die Hochzeit der Sobeide, по Г. фон Гофмансталю, 1930, пост. 1933, Вена), Фермер и фея (The farmer and the nymph, 1952, Колорадо); балеты, в т. ч. Фрески Анджанты (Ajanta's frescoes, 1923, Лондон), Трепак (1938, Нью-Йорк), Стенька Разин (La legende de Razine, 1941, Париж), Шота Руставели (совм. с А. Онеггером и Т. Харшаньи, 1946, Монте-Карло), Женщина и её тень (La femme et son ombre, по П. Л. Ш. Клоделю, 1948, Париж), Бездна (Le gouffre, по Андрееву, 1953, пост. 1969, Нюрнберг); кантаты - Рождественская игра (Le jeu de la Nativitй, 1945), В шутку и всерьёз (Vom SpaЯ und Ernst, 1964); Двенадцать (по A. A. Блоку, для чтеца и малого орк., 1945); для орк. - 4 симфонии (1927, 1951, 1952, 1957), дивертисмент (1957), сюиты и др.; серенада для струн. орк. (1964); концерты с орк. - 6 для фп. (1920; 1923; 1932; фантазия, 1947; 1963, 1965), для губной гармоники (1953); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты для влч. и фп. (1-я и 2-я, 1924; 3-я, 1926), фп. трио (1925), 2 струн. квартета (1922, 1926), фп. квинтет (1927), квинтет для 2 труб, валторны, тромбона и тубы (1972); разл. произв. для фп., для влч., для органа, для аккордеона; хоры, в т. ч. 4 рус. нар. песни для детского хора a cappella (1967); романсы и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь