на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЧЕРНОГОРСКАЯ МУЗЫКА. До кон. 19 в. проф. муз. искусство в Черногории почти не развивалось; Ч. м. была представлена лишь муз. фольклором и любительским или полупроф. исполнительством. Благодаря своим природным особенностям (изолированности, трудной доступности) Черногория сохраняла культурную автономию, несмотря на то, что в 1499 была включена в состав Османской империи. Изоляция, с одной стороны, способствовала сохранению самобытности нац. муз. фольклора, с другой - тормозила культурное развитие, мешая проникновению (до кон. 19 в.) влияния зап.-европ. муз. искусства. До нач. 20 в. осн. жанром Ч. м. оставались нар. песни, запечатлевшие многовековую освободит. борьбу против тур. завоевателей. Сохранились древние нар. песни - эпические, героические (исполнялись в сопровождении осн. нар. инструмента гусле), лирические (особенно пастушеские «пейзажные») и обрядовые, в т. ч. отличающиеся драм. экспрессией женские песни-плачи (т. н. тужбалицы). Распространён нар. танец оро (разновидность типичного для всей Югославии танца коло). Для мелодий нар. Ч. м. характерны небольшой диапазон, преобладание архаич. попевок в натуральных ладах, применение смешанных и переменных размеров; в многоголосии типичны секундовые диссонансы. Осн. роль в формировании Ч. м. (с кон. 19 в.) сыграли муз.-просвет. организации, т. н. читальни (типа клубов), на основе которых позднее возникли самодеят. коллективы - хор. общества. Первая читальня создана в Цетине (1868), на её базе в 1871 организовано местное хор. общество; среди др. хор. обществ - «Бранко» в Подгорице (ныне Титоград, 1892), «Горный венец» в Цетине (1894), «Захумле» в Никитиче (1898), Ремесленное общество в Цетине (1904), при котором имелись хор и оркестр нар. инструментов (в 1907 преобразовано в Рабочее общество; на его основе в 1909 создан Нар. театр), «Негош» в Цетине (1908). Позднее в Цетине возникло Рабочее хор. общество «Абрашевич» (1927). В кон. 19 в. особое значение в муз. культуре Черногории приобрели воен. оркестры, которые, кроме воен. маршей и произв. местных композиторов-любителей, исполняли также зап.-европ. классич. музыку. Цетинскими оркестрами руководили чеш. музыканты А. Шульц (с основания 1-го оркестра в 1870) и Ф. Вимер (с основания 2-го оркестра в 1889; позднее он переведён в Подгорицу). Оба дирижёра были авторами маршей и др. соч. на нар. темы. Важную роль в развитии Ч. м. кон. 19 - нач. 20 вв. сыграли чех Р. Толлингер и итальянец Д. де Сарне Сан-Джорджио, опиравшиеся в своих произв. на нар. мелодии; в программных соч. они использовали сюжеты из нац. истории. В числе нац. композиторов-любителей 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. - М. П. Негош, Ш. Огненович. Первый проф. черногорский композитор и преподаватель композиции - Й. Иванишевич, ученик З. Фибиха (марши и др. пьесы для оркестра в нар. духе, соч. для фп., хоры, романсы, хор. песни; музыка нац. гимна). В Жен. институте (позднее преобразован в Педагогич. школу, 1869-1913) имелись классы игры на фп., скрипке, муз.-теоретич. предметов, хор. пения. Спец. муз.-уч. заведения появились лишь в кон. 1920-х гг.; их организаторами были деятели хор. обществ. Начальные муз. школы были основаны в Цетине (хор. обществом «Негош» в 1932) и в Подгорице (хор. обществом «Бранко» в 1937); школы носили назв. обществ, при которых существовали. Одним из первых муз. педагогов был хормейстер А. Иванович (30-е гг.). Среди музыкантов 1-й пол. 20 в. - композитор, фольклорист, хормейстер и муз.-обществ. деятель Й. Милошевич (выпускник Пражской консерватории). 2-я мировая война 1939-45 прервала развитие муз. жизни, к-рая значительно оживилась после 1945. Открыты муз. школы - «Негош» в Цетине (с 1947; в 1948 из начальной преобразована в среднюю), в Титограде (им. М. Милянова, 1950), Которе (1951), позднее в Херцегнови и др. городах. Было создано много новых хор. обществ и др. культ.-просвет. организаций и разл. художественных проф. и самодеят. коллективов, возобновили работу существовавшие ранее муз. общества, в т. ч. хор. общество «Негош» в Цетине, хор. общества «Никола Джуркович» в Которе и «Станко Драгоевич» в Титограде (оба с 1960); созданы симф. оркестр и смешанный хор Радио в Титограде (1949), гос. ансамбль нар. песни и танца «Oро». В 50-60-е гг. организованы общество композиторов и музыкантов-исполнителей Черногории, Союз культурных и художеств. обществ. Среди совр. композиторов - Б. Таминджич.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЧЕ..

ПЛАГАЛЬНАЯ КАДЕНЦИЯ

ПОЛОВИННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПРЕРВАННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПРЕЧИСТЕНСКИЕ КУРСЫ

РАКОХОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕСНЯ

РЕЗОНАНСОВЫЕ СТРУНЫ

РИТМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ

САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА

СЛОЖНЫЙ КОНТРАПУНКТ

СОВЕРШЕННАЯ СИСТЕМА

ТАНЗАНИЙСКАЯ МУЗЫКА

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ

ФРИГИЙСКАЯ КАДЕНЦИЯ

ХОРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

ЭРРЕРА ДЕ ЛА ФУЭНТЕ

Музыкальный словарь ver16