на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧЕСТИ (Cesti) Марк Антонио (наст. имя - Пьетро) (крещён 5 VIII 1623, Ареццо - 14 X 1669, Флоренция) - итальянский композитор, певец и капельмейстер. С детства пел в церквах (с 1633 в соборе, в 1635-37 в церкви Пьеве ди Санта-Мария в Ареццо). В 1637 вступил в орден францисканцев (под именем брата Антонио). С 1645 был церк. капельмейстером в Вольтерре. Первые его оперы поставлены в Венеции - «Оронтеа» (1649) и «Влюблённый Цезарь» (1651). С кон. 1652 находился на службе у эрцгерцога Фердинанда Карла в Инсбруке. В эти годы оперы Ч., из которых наибольший успех имела «Дори» (1661), исполнялись в Инсбруке, Флоренции, Венеции. Оперы и др. соч., созданные для двора Козимо Медичи, принесли Ч. широкую известность в Италии и за её пределами, в частности в Вене: с 1666 Ч. - «почётный капельмейстер» императора Леопольда I. Для празднования свадьбы Леопольда с Маргаритой Испанской Ч. написал оперу «Золотое яблоко», постановка которой была осуществлена в 1667 в новом театр. здании в Вене, в роскошных барочных декорациях Л. Бурначини. Последующие оперы Ч. ставились в Вене и Венеции. К концу жизни композитор вернулся в Италию. Ч. - один из крупнейших оперных композиторов 17 в. Представитель венецианской школы, он способствовал распространению её достижений как в Италии, так и в др. странах. Ч. обычно причисляют к создателям особого вида оперного спектакля - пышного придв. зрелища, но таковой была лишь его опера «Золотое яблоко», да и то гл. обр. благодаря панегирич. истолкованию мифологич. сюжета и помпезной постановке (об этом свидетельствуют сохранившиеся гравюры Бурначини, воспроизводящие его декорации к спектаклю). Музыка же Ч. в «Золотом яблоке» и в «Дори» прежде всего лирична, изобразительна. Мелодичная, она не лишена черт танцевальности. У Ч. уже складываются законченные оперные формы, но они ещё не достигают большой широты и того виртуозного блеска, который характерен для произв. композиторов неаполитанской оперной школы. Будучи представителем венецианской школы после К. Монтеверди, Ч. в то же время развивал некоторые традиции римской школы, ряд образцов которой, несомненно, был ему известен.
Соч.: оперы - Оронтеа (1649, театр «Санти-Апостоли», Венеция), Александр, победивший сам себя (Alessandro vincitor di se stesso, 1651, Венеция, с добавлениями M. Бигонджари - 1654, Лукка), Влюблённый Цезарь (Il Cesare amante, 1651, театр «Санти-Джованни э Паоло», Венеция), Арджиа (1655, Инсбрук), Дори, или Верная раба (La Dori overo La schiava fedele, 1661, театр «Деи Сордженти», Флоренция), Великодушие Александра (La magnanimita d'Alessandro, 1662, Инсбрук), Тит (1666, театр «Санти-Джованни э Паоло», Венеция), Празднества Нептуна и Флоры (Nettuno e Flora festeggianti, 1666, Вена), Золотое яблоко (Il pomo d'oro, 1667, там же), Семирамида, или Счастливая раба (Semiramide ossia La schiava fortunato, 1667, там же), Немилость амура (Le disgrazie d'amore, 1667, там же), Джиакоста (1677, там же); 7 мотетов для 1-4 голосов, 55 кантат и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь