на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭРВЕ (Hervй) Флоримон (наст. фам. - Ронже, Ronger) (30 VI 1825, Уден, Па-де-Кале, близ г. Аррас - 3 XI 1892, Париж) - французский композитор, органист, дирижёр, певец, либреттист и режиссёр. Ученик А. Эльвара (гармония) и Ф. Обера (композиция). С 1839 органист и хормейстер в капелле при Бисетре (парижская психиатрич. лечебница). В 1845-53 органист церкви Сент-Эсташ в Париже, нек-рое время дирижёр «Одеона», в 1850 также дирижёр театра «Пале-Руаяль». Дебютировал как композитор в 1848 (оперетта «Дон Кихот и Санчо Панса», Корол. академия музыки и танца, Париж); в это же время выступает как автор и один из исполнителей одноактных пантомим и т. н. saynetes (муз. комедий для 2 исполнителей). В 1854 организовал театр оперетты-буфф «Фоли консертант» («Folies-Concertantes»), позднее переименованный в «Фоли нувель» («Folies-Nouvelles»). В 1855 пригласил для совм. работы Ж. Оффенбаха и Л. Делиба. Э. - создатель жанра оперетты-буфф, соединившего традиц. буффонную импровизацию в духе ярмарочного театра с муз. языком, основанным на интонациях и ритмах уличных песенок, куплетов, модных танцев. После размежевания с Оффенбахом ориентировался на самую демократич. аудиторию. Во мн. опереттах (под влиянием Оффенбаха) пародировал традиц. оперные формы [«Простреленный глаз» («L'oeil crevй», 1867, «Фоли драматик», Париж) - пародия на оперу Россини «Вильгельм Телль»; «Король Хильперик» («Chilperic», 1868, там же) - пародия на рыцарские романы; «Маленький Фауст» («Le petit Faust», 1869, там же; на рус. сцене «Фауст наизнанку») - пародия на оперу Гуно «Фауст»]. В 1859-61 дирижёр театра «Delaissements-Comiques». Гастролировал как певец и дирижёр в разл. городах Франции, Египта, с 1870 в Лондоне (в 1874 руководил концертами в «Ковент-Гарден», был дирижёром в «Эмпайр тиэтр»). Наиболее известное соч. Э. - оперетта «Мадемуазель Нитуш», либретто которой содержит автобиография, мотивы.
Соч.: оперетты, пантомимы (ок. 80), в т. ч. Жемчужина Эльзаса (La perle d'Alsace, 1854, «Фоли нувель», Париж), Сумасшедший композитор (Le compositeur toguй, 1854, там же), Алхимик (L'alchimiste, 1859, там же), Турки (Les turcs, 1869, «Фоли драматик», Париж; пародия на трагедию Расина «Баязет»), Новый Аладдин (The Aladdin the Second, 1870, «Гейети тиэтр», Лондон), Мадемуазель Нитуш (Mam'zelle Nitouche, 1883, «Варьете», Париж), Фля-Фля (1886, «Меню-Плезир», Париж); балеты - Спорт (Sport, 1887), Клеопатра (1889), Багатели (Les Bagatelles, 1890) и др.; опера Рыцари круглого стола (Les Chevaliers de la Table Ronde, 1866, «Буфф-Паризьен», Париж); симфония-кантата Война Ашатиев (The Ashantee war, 1874, Лондон); мессы, мотеты и др. духовные соч.; песни.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь