на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭСТАМПИДА, эстампи (франц., англ. estampie, нем. Estampie, итал. istampita, испан. estampida, лат. stantipes), - одна из важнейших форм зап.-европ. инстр. музыки 13-14 вв. Состоит обычно из 5-6 мелодич. фраз, каждая из которых повторяется с изменённым окончанием. Схема построения: а + х1, а + х2, b + x1(3) ), b + х2(4) и т. д. Неизменные участки фразы называются puncti (лат. punctum - точка), меняющиеся продолжения (подобные 1-й и 2-й вольтам) - соответственно ouvert (франц. - открытый) и clos (франц., закрытый). Э., также как лэ, является светской разновидностью секвенции (1). Осн. область применения формы - танц. музыка. Всего сохранилось ок. 20 (преим. одноголосных) образцов Э. Наиболее известные среди них - «Жалоба Тристана» («Lamento di Tristano») и «Кalenda maya» (обе - 13 в.). Э. (stantipes) описана Й. Грохео (ок. 1300), который отличал её от более коротких дукции и ноты.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь