на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЯКОВЛЕВ Василий Васильевич [7(19) IX 1880, Москва - 8 VIII 1957, там же] - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1944). В 1908 окончил Воен.-юридич. академию в Петербурге. Брал уроки игры на фп. у А. А. Ильинского (Москва), по муз.-теоретич. предметам занимался у Н. А. Соколова (Петербург). Чл. кружка «Вечера современной музыки» в Петербурге. С 1920 в течение ряда лет сотрудник Дома-музея П. И. Чайковского в Клину, Архивной секции Управления гос. театров муз. отдела Наркомпроса, архива МХАТа, ГИМНа, ГАХНа. В 1925-26 ответств. редактор журн. «Современная музыка», с 1932 работал в Театр. и муз. секциях ВТО, позднее - в Бахрушинском и Муз. культуры (с 1954 им. М. И. Глинки) музеях. В 1944-50 ст. науч. сотрудник н.-и. кабинета Моск. консерватории. Я. - один из основоположников сов. муз. источниковедения, крупный специалист в области историографии и библиографии. Ему принадлежит более 300 работ, гл. обр. по истории рус. музыки 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. (из них св. 30 посвящены творчеству П. И. Чайковского). Осн. темы науч. деятельности Я. - рус. муз. театр (много внимания уделял мастерам рус. и сов. оперной сцены), судьбы композиторов и отд. произв., рус. муз. критика, музыка и литература. Автор первой монографии о Н. Д. Кашкине. Гл. особенностью исследоват. работы Я. было постоянное обращение к первоисточникам. Работы его отличаются документальной полнотой, глубиной раскрытия темы, охватом многообразных проблем муз. творчества в его связи с литературой н театром, яркостью стилистики. Ок. 50 лет был связан творч. дружбой с Н. Я. Мясковским, который посвятил Я. 4-ю симфонию. Ред.-составитель изданий: «Прошлое русской музыки» (т. 1, «П. И. Чайковский», совм. с И. Глебовым, 1920); «Собрание статей В. Стасова о М. Мусоргском и его произведениях» (1922); «Летопись жизни и творчества М. П. Мусоргского» (1940); «Дни и годы П. И. Чайковского» (1940) и др. Автор вступит. статьи и комментариев к разделу «Из писем к A. Н. Скрябину» в сб. «Александр Николаевич Скрябин…» (1940) и в издании «П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи» (1953). Мн. исследования Я. не изданы, хранятся в ЦГАЛИ. Выходят избранные труды Я. о музыке в 3 томах (т. 1, П. И. Чайковский, 1964; т. 2, Русские композиторы, 1971).
Соч.: А. Н. Островский и музыкальная стихия, в сб.: Островский. 1823-1923. К 100-летию со дня рождения, М., 1923; «Пушкинская комната» в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину, М., [1924]; Сто лет Московского Большого театра…, М., 1925; B. Г. Каратыгин, «Современная музыка», 1926, No 13-14; М. А. Балакирев (несколько наблюдений), «Музыка и революция», 1926, No 7-8; А. П. Бородин (1833-1887). (Материалы к характеристике), там же, 1927, No 1 (13); Бетховен в русской критике и науке…, в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927; К публикации двух неизданных писем Чайковского, «СМ», 1933, No 6; Пушкин и русский оперный театр. Глинка и Даргомыжский, там же, 1937, No 3; А. В. Нежданова, «Народное творчество», 1937, No 8; А. Н. Островский в переписке с русскими композиторами, в кн.: А. Н. Островский и русские композиторы. Письма, М.-Л., 1937; Чайковский и его отношение к Моцарту, М., 1953, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь