на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЯНАЧЕК (Janacek) Леош (Лео Эуген) (3 VII 1854, Гуквальди, Моравия - 12 VIII 1928, Моравска-Острава, ныне Острава) - чеш. композитор, фольклорист и дирижёр. Чл. Чеш. АН и искусств (1912). Сын сельского учителя и органиста. Жил (с 11 лет) и работал в Брно. Был воспитанником муз. интерната при Старобрненском монастыре августинцев, в 1865-72 учился у моравского комп. П. Кржижковского, одноврем. занимался в учительском институте (1869-72), изучал чеш. яз. и литературу в Моравской земской академии (1873-74), самостоятельно - психологию, философию, эстетику. Занимался под рук. Ф. Скугерского в Орг. школе в Праге (окончил экстерном в 1875), затем совершенствовался по композиции у Л. Грилля в Лейпцигской и у Ф. Кренна в Венской (1879-80) консерваториях. В 1881 основал Орг. школу в Брно (с 1947 - Академия изящных искусств имени Я.), был её профессором и директором до конца жизни; в 1919-25 профессор композиции в Брненской консерватории. В 1873-76 был хормейстером хор. общества ремесленников «Святоплук», в 1881-88 - орк. дирижёром филармонич. конц. общества «Беседа брненска». Редактор первой моравской муз. газ. «HUDEBNI listy» (1884-88), писал муз.-критич. статьи для газ. «Hlidka» (с 1887), «Moravskэ listy» (1890-92), «Lidovй noviny» (1893-1928). В ранний, романтич. период творчества (70-80-е гг.) Я. создал свои первые орк. соч. (сюиту, пьесу «Идиллия»), хоры, мелодрамы и оперу «Шарка» (по драм. поэме Ю. Зейера) в духе мифологич. опер Р. Вагнера, в музыке которой заметны также влияния Б. Сметаны и А. Дворжака. В 1886 Я. начал собирать (совм. с филологом Ф. Бартошем) моравский муз. фольклор; занимался этим всю жизнь. К первому сборнику песен, содержавшему св. 2000 образцов, Я. написал предисловие «О музыкальной стороне моравских народных песен» (1901), ставшее классич. трудом по чеш. фольклористике. Работа над нар. мелодиями нашла отражение в его композиторском творчестве, особенно в произв. конца 1880-90-х гг. (обработки нар. песен для фп. и для голоса с фп., хоры на нар. тексты, «Лашские танцы» и «Ганацкие танцы» для симф. оркестра и др.). В этот же (фольклорный) период созданы «Ракош Ракочи» - «этнографич. балет», в котором воспроизведён крестьянский свадебный обряд, бытовавший в моравской Словакии, и одноактная опера «Начало романа», в которой использованы мн. подлинные моравские нар. песни. Найдя в общении с народом и нар. муз. искусстве моральную и идейную опору для творчества, Я. много работал над своим муз. стилем. Подобно М. П. Мусоргскому, он требовал от музыки прежде всего правдивости. Стремился к претворению ладогармонич., метроритмич. и колористич. особенностей морав. нар. музыки и к отражению «звуковой действительности», т. е. человеческой речи; с 1897 до конца жизни Я. занимался записью «речевых попевок». Высоко ценил музыку П. И. Чайковского (написал рецензии на его концерты в Праге, на пост. «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» в Брно), был организатором и пред. «Рус. кружка». В 1896 и 1902 Я. посетил Петербург, Москву, Ниж. Новгород, публиковал заметки о своих впечатлениях в прессе Брно. В 1894-1903 работал над оперой «Её падчерица», ставшей основополагающим произв. нового чеш. искусства 20 в. «Её падчерица» - социально-бытовая муз. драма на сюжет из жизни моравской деревни. Ощутимая в опере близость к веризму, с его изображением «жизни без прикрас», и взрывчатая эмоциональность сочетаются с глубиной психологич. характеристик, с реалистич. типизацией. Произв., написанные в нач. 20 в., свидетельствуют о внимании композитора к кардинальным обществ. проблемам современности (этот период в творчестве Я. некоторые биографы называют революционным, хотя композитор революционером не был). В 1-м десятилетии 20 в. Я. впервые обратился к пролетарской тематике; среди соч. этого направления - соната для фп. «С улицы» («Z ulice», или «Первое октября 1905 года»; издана в 1924), посв. памяти молодого рабочего Ф. Павлика, погибшего при разгоне демонстрации в Брно, а также муж. хоры a cappella на сл. С. Чеха «Кантор Гальфар» (1906), «Марычка Магдонова» (1906, 2-я ред. 1907), «70 тысяч» (1909) на стихи из «Силезской тетради» основоположника чеш. рабочей поэзии П. Безруча, раскрывающие трагедию угнетённого народа (вошли в репертуар «Хора моравских учителей»). К ним примыкает в идейном плане симф. поэма «Дитя бродячего музыканта» (1912). Большой обличит. силой отличается сатирич. опера-дилогия «Путешествия пана Броучека», разоблачающая антинар. сущность мещанина и велеречивость поэтов-декадентов; во 2-й её части - «Путешествие пана Броучека в 15-е столетие» (соч. 1917) - с симпатией обрисованы герои-гуситы, борющиеся с угнетателями чеш. народа. Слав. братству посвящена симф. рапсодия «Тарас Бульба» (по Н. В. Гоголю), создававшаяся в годы 1-й мировой войны 1914-18. В последнее десятилетие жизни композитора (т.н. лирико-философский период) его творчество было особенно плодотворным. После пост. оперы «Её падчерица» в Праге (1916) и Вене (1918) к нему пришла мировая слава. В Чехословацкой Республике (1918) Я. пользовался большим почётом и уважением. Лучшие из его произв. 20-х гг. стали нац. классикой 20 в., среди них его шедевр - опера «Лисичка-плутовка», а также оперы на сюжеты из рус. литературы, оратория «Глаголическая месса», ряд орк. и камерно-инстр. соч., вок. циклы, в т. ч. «Дневник исчезнувшего» и др., исполнявшиеся и за рубежом. Если опера «Катя Кабанова» и вок. цикл «Дневник исчезнувшего» отражают лирич. сторону творчества Я., то оратория «Глаголическая месса» и остальные оперы 20-х гг.- гл. обр. философскую; проблематика этих произв. - смысл и ценность человеческой жизни, законы, ею движущие; в своей патриотич. оратории (её текст - перевод с латыни, сделанный Я.) он утверждает связь между древней Великой Моравией и совр. ему Чехословакией, освобождённой от австр. ига, воспевает веру в непобедимость нации, но не на религ., а на нравств. основе. В конце жизни Я. был удостоен мн. почётных званий; был чл. неск. иностр. академий. В творчестве Я. нашли отражение сложные и разнообразные тенденции его времени. Он полностью освоил, а затем отверг те традиции, которые были связаны с чеш. неоромантизмом рубежа 19-20 вв. Его стиль основан на реалистич. обобщении моравского нац. муз. языка в синтезе с элементами, характерными для разл. направлений совр. европ. муз. искусства. Большое значение для формирования стилистики Я. имели увлечение классич. рус. музыкой (П. И. Чайковский, позднее М. П. Мусоргский), итал. веризмом (в ранний период), изучение красочной палитры К. Дебюсси и ранних соч. Р. Штрауса, произв. И. Ф. Стравинского и П. Хиндемита (их влияние сказалось на камерно-инстр. ансамблях 20-х гг.). До последних лет жизни Я. продолжал свои творч. поиски. Говоря о поздних произв. композитора, Б. В. Асафьев отметил, что он «словно молодел с каждым из них». Богатая мелодика Я. порождена стремлением правдиво передать в музыке сильные человеческие переживания во всей их непосредственности и неповторимости. Я. рассматривал муз. мотив (в т. ч. речевую интонацию) как минимальную ячейку, в которой сконцентрирована жизненная и муз. реальность. Главное в его реалистич. муз. драме - воплощение в музыке мимолётной драм. ситуации, тончайших оттенков чувств и настроений, С этим связана «взрывчатая» экспрессивно-динамич. природа его соч. Важным связующим и скрепляющим средством служит монотематизм, особенно широко применявшийся композитором в поздних произв. В центре внимания Я. были муз. театр, музыка со словом, программная инстр. музыка. Правдивое, взволнованное, пронизанное гуманистич. идеями творчество Я. оказало большое влияние на композиторов след. поколений в Моравии и Словакии (её композиторская школа сформировалась в 30-50-е гг.); оно во многом определило дальнейшее развитие муз. искусства, особенно муз. театра Чехословакии.
Соч.: оперы - Шарка (1887, 2-я ред. 1888; 3-я ред. 1918, 1925, Нац. театр, Брно), Начало романа (Pocatek romsnu, 1891; 1894, Нац. театр, Брно), Её падчерица (Jejн pastorkyna, либр. Я. по драме Г. Прейссовой, 1903; 1904, Нац. театр, Брно, 2-я ред. 1906, 3-я ред. 1911), Судьба (Osud, 1904; 1958, Нац. театр, Брно), Путешествия пана Броучека (Vylety pana Broucka, комич., по сатирич. новеллам С. Чеха; 1-я ч. - Путешествие пана Броучека на луну - Vylet pana Broucka do mesice, 1908-17; 2-я ч. - Путешествие пана Броучека в 15-е столетие - Vylet pana Вriuckа do 15 stoleti, 1917; 1920, Нац. театр, Прага), Катя Кабанова (либретто Я. по драме А. Н. Островского «Гроза», 1921, Нац. театр, Брно), Приключения лисички-плутовки (Prihody lisky bystrousky, 1923; 1924, Нац. театр, Брно), Средство Макропулоса (Vec Makropulos, либр. Я. по драме К. Чапека, 1925; 1926, Нац. театр, Брно), Из мёртвого дома (Z mrtveho domu, либр. Я. по роману Ф. М. Достоевского, 1928; 1930, Нац. театр, Брно); балет Ракош Ракочи (1891, Нац. театр, Прага, в том же году пост. на Юбилейной земской выставке; на Этнографич. выставке, 1895; партитура утеряна); оратория Глаголическая месса (Glagolskб mse, 1926); кантаты: Господи, помилуй нас (Hospodlne, pomiluj ny, для двойного хора, органа, арфы и дух. инструментов, 1896), Отче наш для хора, органа и арфы (1901), Вечное Евангелие (Vecnй Evangelium, по стихотв. Я. Врхлицкого, 1914); вок. циклы - Дневник исчезнувшего (Zapisnik zmizeleho, для солистов, жен. хора и фп., 1919), Прибаутки (Rikadla, на стихи для детей, для камерного хора и инструментов, 1927); для орк. - Лашские танцы (Lasskй tance, 1890), Ганацкие танцы (Hanackй tance, также для фп., 1890), орк. сюита (серенада, 1891), Сербское коло (1899), Казачок (Кozacek, 1899); баллада Дитя бродячего музыканта (Sumafovo dite, по стихотв. С. Чеха, 1912), рапсодия Тарас Бульба (1918), Баллада бланицкая Balada blanickб, по стихотв. Я. Врхлицкого, 1920); для струн. орк. - сюита (1877), Идиллия (1878); симфониетта в 5 ч. для дух. орк. (1926); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. с фп. (1880, 1910, 1913-1921), Сказка для влч. с фп. (Pohadka, 1910, 2-я ред. 1923), 3 струн. квартета (1880; Крейцерова соната, по Л. Н. Толстому, 1923; Интимные письма - Listy duvernй, 1928), дух. секстет Юность (Mladi, 1924); пьесы для скр. с фп.: Романс (1879), Думка (1880); для фп. и камерного ансамбля - концертино (1926), каприччо (фп., левая рука, с дух. ансамблем, 1926); для фп. - тема с вариациями (1880); Народные танцы в Моравии (Narodnн tance na Morave, 1893), По заросшей тропе (Po zarostlem chodnicku, цикл из 15 пьес, 2 тетр., 1902, 1908), В тумане (V mlhach, цикл из 4 пьес, 1912); пьесы для фп. в 4 руки; 2 конц. фантазии для органа (обе 1884); хоры a cappella - 4 муж. хора на нар. слова, посв. А. Дворжаку (1886), Ревнивец (Zarlivec, слова народные, 1888), Что же наша берёза? (Coz ta nase briza?, сл. Э. Красногорской, 1893), 4 моравских муж. хора (сл. О. Пржикрыла, 1904), Кашпар Руцкий (для жен. хора, сл. Ф. С. Прохазки, 1912), Перина (Perina, слова народные, 1914), Безумный бродяга (Potulnэ sileneс, сл. Р. Тагора, 1922) и др.; обр. нар. песен для голоса с фп. - Королевны (Кralovnicky, 10 старинных обрядовых песен, 1889), сборники: Моравская народная поэзия в песнях (Moravskб lidovб poesie v pisnich, 2 тетр., 1892, 1901), Гуквальдская народная поэзия в песнях (Ukvaldskй lidovв poesie n pisnich, 1898), Детванские разбойничьи песни (Pisne detvanskй, 1916), Силезские песни (Slezskй pisne, 1918). Лит. соч.: О skladbe souzvukuv a jejich spojuv, Prana, 1897; Ъplnб nauka o harmonii, sv. 1-2, Brno, 1912-1913, 1920; О lidovй pisni a lidovй hudbe. Documenty a Studie, Praha, 1955.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЯН..

ЭНЕСКУ

ЭНСЗЕМ

ЭНСИНА

ЭПИЗОД

ЭПИЛОГ

ЭРДЕЛИ

ЭРДМАН

ЭРКЕЛЬ

ЭРМЛЕР

ЮБЕРТИ

ЮДАКОВ

ЮРИНАЦ

ЮРЬЕВА

ЮФЕРОВ

ЯГОЛИМ

ЯГУДИН

ЯЗЫЧОК

ЯККИНИ

ЯКУБОВ

ЯНИГРО

ЯНКОВА

ЯНОВКА

ЯНСОНС

ЯРАШЕВ

ЯРВЕЛА

ЯУНЗЕМ

ЯШВИЛИ

ЯШУГИН

Музыкальный словарь ver16