Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
АБРАНЬИ (Abranyi) Корнель (15 X 1822, Сентдьёрдь-Абрань - 20 XII 1903, Будапешт) - венгерский пианист, композитор, муз. писатель и муз.-обществ. деятель. На муз. развитие А. оказали влияние видные мастера вербункоша - Я. Лавотта, Я. Бихари, М. Рожавёльдьи и др. венг. музыканты, с которыми А. общался с детства. Учился у Я. Кирха и В. Доленьи. В 1843 выехал за границу для продолжения занятий музыкой. В Мюнхене познакомился с Ф. Листом, дружба с которым продолжалась до конца жизни. В 1843-44 совершенствовался по фп. у Ф. Шопена и Ф. Калькбреннера в Париже и у Й. Фишхофа в Вене (1846). Вернувшись в Пешт, концертировал, работал в муз. театрах (1847). В 1848-1849 занимал официальные посты в революционном правительстве. Брал уроки у М. Мошоньи (1855-58). В 1860 основал в Будапеште первый венг. муз. журнал «Zeneszeti Lapok», до 1876 был его редактором, публиковал статьи, в которых выступал за развитие нац. муз. движения. Один из организаторов Академии музыки (1875), её секретарь и профессор. Автор учебников, муз.-теоретич., историч. и эстетич. работ, книг о композиторах - Ф. Листе, М. Мошоньи, Ф. Эркеле, а также статей о Г. Берлиозе, Ф. Шопене и Р. Вагнере. Наиболее известна статья А. «Искусство и революция» («Mu!veszet es forradalom», 1867). Как композитор проявил себя гл. обр. в фп. музыке (фантазии, ноктюрны, танцы, обр. народных мелодий). Писал также романсы на слова венг. поэтов, песни, хоры. Выразитель венг. нац. романтизма, А. в своих соч. широко использовал венг. муз. фольклор, сочетая его с приёмами зап.-европ. письма («Соната в венгерском стиле» - «Magyar iralyu szonata», 1890-91). |