на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНАЯ - др.-русские теоретич. пособия (название «азбука» стало применяться к ним только в 18 в.). Наиболее ранние из них относятся к 15 в.Входили в состав певческих книг, занимая 2-3 стр. in quarto. Первые А. м. ограничивались перечнем певческих знаков - знамен (см. Знаменный распев). В 16 в.в некоторых пособиях к перечислению добавлялось «толкование знамени», состоявшее из объяснения «како поется» и распределения «по гласам» (см. Осмогласие). В А. м. приводились также фиты, т. е. мелодич. формулы, записывавшиеся с помощью особого, «тайнозамкненного» сочетания знаков знаменной письменности. Фиты служили в качестве вокализов, помогавших развивать музыкальную память, дыхание, вырабатывать навыки исполнения широкой кантилены и фразировки. По мере увеличения количества фит (к концу 16 в.их было уже более ста) помнить их становилось всё труднее. Появилась необходимость в спец. пособиях - т. н. фитниках; в них были даны начертания фит с их названиями, приводились и слова, с которыми они чаще всего применялись в певческой практике. Позднее в фитники стали вводить «розводы», т. е. записи тех же фит обычной крюковой нотацией. С начала 17 в.в теоретич. пособиях появляются своды попевок, составлявших основу знаменного распева, - «кокизники» (от кокизы - древнерусского наименования попевки). Кокизы распределялись по гласам. Рядом с начертанием кокизы и её названием на полях рукописи приводилось слово или фраза из к.-н. наиболее известного песнопения, в котором она использована. Самым полным и систематичным теоретич. руководством по знаменному пению является «Извещение о согласнейших пометах», которое было составлено в 1668 группой специалистов, возглавлявшейся учёным монахом Александром Мезенцем. В этом труде впервые находит освещение система помет, т. е. дополнительных обозначений, уточнявших идеографич. систему крюкового письма. В конце 17 в., когда входит в употребление пятилинейная нотация, создаётся ещё один вид теоретич. пособий - двоезнаменники, в которых параллельно с крюковой записью кокиз и фит даётся их перевод на нотолинейную систему (см. Двоезнаменник). В 90-х гг.17 в.монах Тихон Макарьевский составил «Ключ» к чтению крюкового письма, в котором значение отдельных крюков, попевок и фит расшифровывается с помощью пятилинейной нотации. Певческие А. м. старого типа продолжали существовать ещё в 18 в., а у старообрядцев применялись и позднее, но уже не имели прежнего значения, поскольку развитие самого знаменного распева приостанавливается на рубеже 17-18 вв. Рукописи А. м. сохранились в гос. архивах и служат важным источником для изучения древнерусской музыкальной культуры.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь