на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



АККОРДЕОН (франц. accordeon, от нем. Akkordion). 1) Общее наименование пневматич. язычковых инструментов разл. конструкции, имеющих на левой клавиатуре систему готового аккордового аккомпанемента (см. Гармонь). Название А. известно с 1829, когда венский орг. мастер К. Дамиан дал его усовершенствованной им гармонике. В России название А. в форме «аккордион» применялось в 19 - нач. 20 вв. Первые А. издавали при сжатии и растяжении меха звуки различной высоты. На правой клавиатуре было 5-7 и более кнопок, на левой 2 (дававшие тонику и доминанту) и более. Позднее появились инструменты, у которых высота звука при сжатии и растяжении меха не изменялась. В 30-х гг.19 в. А. получил распространение в Австрии, Франции, России, Германии, Бельгии, в 60-х гг.19 в.- в Италии, в последние десятилетия 19 в.- в Англии, США и др. странах. В 80-х гг.19 в.в России впервые в мире был создан оркестр из хроматических гармоник (рук. Н. И. Белобородов, Тула). 2) Распространённое в СССР назв. хроматич. гармоники с правой клавиатурой фп. типа. Подобные инструменты появились в России в 19 в.(«елецкая рояльная» гармоника), ранее, чем за рубежом. Объём клавиатуры для правой руки различен, напр.: с - с3, g - e3, g - g3, f - f3, f - a3, e - с4. Клавиатура для левой руки - кнопочная с готовыми аккордами во всех тональностях (от 24 до 140 и более кнопок): 1-й ряд - вспомогат. басы, 2-й - осн. басы, 3-й - маж. трезвучия, 4-й - мин. трезвучия, 5-й - доминантсептаккорды, 6-й - уменьшенные септаккорды. На малых А. могут отсутствовать как отд. ряды (напр., 6-й и 1-й), так и кнопки для игры в менее употребит. тональностях. Кроме обычных, изготовляются А. с комбинированной готово-выборной клавиатурой. А. имеет 2-5 комплектов язычков для правой клавиатуры и 4-5 для левой, включаемых при помощи т. н. регистров; число последних может достигать 40. Это позволяет разнообразить тембр инструмента и с помощью удвоений в октаву или в унисон придавать звучанию разл. силу и окраску. А. получил широкое распространение в быту, самодеятельности и проф. искусстве. Классы игры на А. существуют в муз. школах, муз. уч-щах, консерваториях, а также в институтах культуры и педагогич. уч. заведениях. 3) Совр. кнопочный А. - см. Баян.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
АК..

ЯБЛОЧКИНЫ

ЯЖЕМБСКИЙ

ЯНКЕЛЕВИЧ

ЯНКОВСКИЙ

ЯРНЕФЕЛЬТ

ЯСТРЕБЦОВ

ЯХИМЕЦКИЙ

Музыкальный словарь ver16