Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
АЛЛЕМАНДА (франц. allemande, букв. - немецкая; итал. allemanda, англ. almand, almain) - старинный танец. Время возникновения точно не установлено. Как бытовой и придв. танец А. появилась в Англии, Франции и Нидерландах в сер. 16 в.; к этому времени относятся и самые ранние сохранившиеся записи и издания. Позднее распространилась и в др. европ. странах. Муз. размер чётный, темп умеренный, мелодика плавная, закруглённая, начало без затакта. Обычно состояла из 2, иногда из 3-4 частей. Нередко соединялась с более быстрым 3-дольным танцем (трипль, куранта и др.). В Германии до нач. 17 в. танец типа А. именовался Deutscher Tantz, Tantz, Ballett, после 1609 назв. «А.» стали применять и немецкий композиторы. В 17 в. А. вошла в сольную (лютневую, клавирную и т.п.) и орк. сюиту в качестве 1-й части (иногда ей предшествовали «Sinfonia» или «Sonata»). Постепенно утратила песенно-танц. черты, стала богато разработанной торжеств. вступит. пьесой в медленном темпе, часто с затактом: И. С. Бах. Аллеманда из 3-й «Английской сюиты» для клавира. При этом для нем. А. характерными стали полифонизированный склад, «хрупкая, серьёзная и хорошо разработанная гармония» (Маттезон), для франц. А. - орнаментика, свобода мелодич. развёртывания, для итал. А. - гомофонный склад, напевность. В 30-е гг. 18 в. вышла из употребления. Во 2-й пол. 18 в. под названием А. распространился новый нем. танец в размере 3/4 и темпе быстрого вальса. Он появился вначале в Швабии, затем приобрёл популярность во Франции (Париж) и в Чехии. |