на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АЛЬБИНОНИ (Albinoni) Томазо (8 VI 1671, Венеция - 17 I 1750, там же) - итальянский композитор и скрипач. Наряду с Б. Марчелло и А. Вивальди крупнейший представитель венецианской школы позднего барокко. С юношеских лет обучался игре на скрипке, пению, контрапункту. Возможно, был учеником Дж. Легренци. Выходец из буржуазной среды, А. первоначально получил известность как просвещённый любитель музыки (свои сочинения подписывал как «венецианский дилетант» - «dillettanta venete»). Позднее его деятельность приобрела проф. характер, с 1711 на титульных листах произв. А. указывается - «музыкант-скрипач» («musico di violino»). Автор св. 50 опер, шедших на сценах венецианских театров, в т.ч. «Гризельда» (1703), «Покинутая Дидона» (1725), «Артамена» (1740), и кантат (ныне полностью забыты). Осн. значение имеет инстр. творчество А. Его симфонии, скрипичные концерты, сонаты и трио-сонаты отличаются полифонич. мастерством, пластичностью разработки тематич. материала. В симфониях и концертах им предвосхищены некоторые стилистич. черты классич. симфонии. И. С. Бах, высоко ценивший произв. А., сделал обр. 2 фуг из сб. трио-сонат ор. l (NoNo 3 и 8).
Соч.: Sonate a tre, op. l (1694); Sinfonie e concerti a 5, ор. 2 (1700); Balleti а 3, ор. 3 (1701); Sonate a due, op. 4 (1704); Concerti а 5, ор. 5 (1707), ор. 7 (1713), ор. 9 (1721); Sonate per violino solo e basso continuo (ок. 1718); Sonate e Balletti, op. 8 (ок. 1722) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь