на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕ - древнейший вид пения в римско-католич. церкви. Его возникновение связано с именем Амвросия. До него церк. пение в зап. церкви сводилось к однообразному речитативному исполнению псалмов одним певцом, на которое молящиеся отвечали таким же монотонным речитативом. Амвросий, человек высокой культуры, предпринял меры по улучшению церк. пения, используя античное искусство и опыт современных ему церквей Малой и Передней Азии. Для миланской церкви Амвросий написал ряд гимнов, в которых христ. доктрины излагались в стихотв. формах античной римской поэзии. В их стихосложении Амвросий подражает Горацию, а в лит. изложении использует приёмы ораторского искусства Цицерона. Язык гимнов красочен, образы отличаются яркостью. В отд. выражениях чувствуется влияние Вергилия. В качестве музыки для исполнения гимнов Амвросий использовал нар. напевы миланцев. По-видимому, они применялись и в респонсориях - ответах молящихся на сольное исполнение псалмов певцом. Кроме того, Амвросий заимствовал из вост. стран неизвестный на Западе способ антифонного пения. Введённые в церк. практику нар. напевы Амвросий систематизировал по образцу вост. церкви, положив начало зап. осмогласию. Освобождённые от позднейших наслоений, напевы гимнов Амвросия не отличаются особой выразительностью; лит. компонент преобладал в его гимнах над музыкальным. Напр., в утреннем гимне богатый по содержанию и поэтичный текст исполнялся на следующий напев: В 5-6 вв. А. п. стало общепринятым в зап. церкви. Со временем широкое распространение А. п. в церквах с различным этнич. составом привело к появлению в нём новых наслоений. Это побудило папу Григория I (590-604) осуществить редакцию А. п., результатом чего явилось григорианское пение, которое сначала было принято в Риме, а затем, по мере усиления папства, вошло в практику всей зап. церкви; А. п. сохранялось только в церквах миланского церк. округа. Известно 90 амвросианских гимнов: 14 из них принадлежат Амвросию, 4 приписываются ему со значит. степенью вероятности, остальные гимны были написаны в 5-6 вв. подражателями. Самый ранний из дошедших до нас манускриптов А. п. - антифонар 12 в., хранится в Британском музее (он издан фототипическим способом). Издания гимнов: Migne J., Patrologiae cursus completus. Series prima, t. XVI, Parisiis, 1845 (12 гимнов); Daniel H. A., Thesaurus Hymnologicus, sive hymnorum, canticorum, sequentiarum, circa annum MD usitatarum, collectio amplissima, v. 1, Halle, 1841 (90 гимнов - Амвросия и амвросианских); Gevaert Fr., La Melopee antique dans le chant de l'йglise latine, Gand, 1895 (Амвросианские напевы с обзором их метрики и ладо-интонационной структуры); Paleographie musicale. Les principals manuscripts de Chant Gregorien, Ambrosien, Mosarabe, Gallican publies en facsimiles phototypiques par les Benedictins de Solesmes, Solesmes, Imprimerie Saint-Pierre, 1896.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь