на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - научное исследование муз. произв.: их стиля, формы, муз. языка, а также роли каждого из компонентов и их взаимодействия в воплощении содержания. Анализ понимается как метод исследования, осн. на расчленении целого на части, составные элементы. Анализу противостоит синтез - метод исследования, заключающийся в соединении отд. элементов в единое целое. Анализ и синтез находятся в тесном единстве. Ф. Энгельс отмечал, что «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза» (Анти-Дюринг, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 20, М., 1961, стр. 41). Лишь соединение анализа с синтезом ведёт к глубокому пониманию явления. Это относится и к А. м., который, в конечном итоге, всегда должен приводить к обобщению, синтезу. Такой двусторонний процесс ведёт к углублению понимания объектов, подлежащих изучению. Термин «А. м.» понимают и употребляют в широком и узком смысле. Так, под А. м. понимают аналитич. рассмотрение любой муз. закономерности как таковой (напр., можно подвергнуть анализу структуру мажора и минора, принципы действия гармонич. функции, нормы метра в пределах определённого стиля, законы композиции целого муз. произведения и т.д.). В этом понимании термин «А. м.» смыкается с термином «теоретическое музыкознание». А. м. трактуют и как аналитич. рассмотрение любого элемента муз. языка в пределах конкретного муз. произведения. Это более узкое понимание термина «А. м.» является ведущим. Музыка - искусство временнуе, она отражает явления действительности в процессе их развития, поэтому самое существенное значение при анализе муз. произв. и отдельных его элементов имеет установление закономерностей развития. Одной из осн. форм воплощения художеств. образа в музыке является муз. тема. Изучение тем и их сопоставлений, всего тематич. развития служит важнейшим моментом анализа произведения. Тематич. анализ предполагает также выяснение жанровых истоков тем. Поскольку жанр связан с определённым типом содержания и кругом выразительных средств, выяснение жанровой природы темы помогает раскрытию её содержания. Возможен анализ отд. элементов муз. произв., использованных в них выразит. средств: метра, ритма (как в их самостоятельном значении, так и в их совместном действии), лада, тембра, динамики и т.д. Чрезвычайно важен анализ гармонический (см. Гармония) и полифонический (см. Полифония), при которых рассмотрению подвергается и фактура как определённый способ изложения, а также анализ мелодии как простейшей целостной категории, заключающей в себе первичное единство выразит. средств. Следующая разновидность А. м.- анализ композиц. формы произв. (т.е. самого плана тематич. сопоставлений и развития, см. Форма музыкальная) - заключается в определении типа и вида форм, в выяснении принципов тематич. развития. Во всех этих разновидностях А. м. связан с большей или меньшей степенью врйменного, искусственного, но необходимого абстрагирования, отделения данного элемента от других. Напр., при гармоническом анализе иногда необходимо рассмотреть соотношение отдельных аккордов независимо от роли метра, ритма, мелодии. Особый тип анализа - «комплексный» или «целостный» - анализ муз. сочинения, производимый на основе разбора композиц. формы, однако сочетаемый с изучением всех компонентов целого в их взаимодействии и развитии. Выяснение историко-стилистич. и жанровых предпосылок необходимо в А. м. всех видов, но особенно важно при комплексном (целостном) анализе, высшая цель которого - исследование муз. произв. как общественно-идеологич. явления во всей полноте его историч. связей. Этот вид анализа находится на грани собственно-теоретич. и историч. музыкознания. Сов. музыковеды обобщают данные А. м. на основе методологии марксистско-ленинской эстетики. А. м. могут служить разл. целям. Анализ отдельных компонентов муз. произведения (элементов муз. языка) применяется в учебно-педагогич. курсах, учебниках, учебных пособиях и в тооретич. исследованиях. В науч. исследованиях в соответствии с их видом и конкретной направленностью всестороннему анализу подвергаются отд. выразит. элементы, закономерности композиц. формы муз. произведений. Во мн. случаях при изложении общей теоретич. проблемы в качестве доказательства выдвинутого положения анализируются соответств. образцы - отрывки из муз. произведений или целые произв. Это - дедуктивный метод. В др. случаях такого рода аналитические образцы даются, чтобы подвести читателя к выводам обобщающего характера. Это - индуктивный метод. Оба метода одинаково правомерны и могут сочетаться. Комплексный (целостный) анализ отд. произведений - неотъемлемая часть историко-стилистич. исследования, раскрытия постоянно развивающихся стилистич. закономерностей, особенностей той или иной нац. культуры, а также один из методов установления существенно-важных общих закономерностей муз. искусства. В более сжатой форме он становится частью монографич. исследования, посвященного одному композитору. Существует особая разновидность комплексного (целостного) анализа, к-рая даёт общую эстетич. оценку произв. без углубления в анализ выразит. средств, особенностей формы и т.п. Такой анализ можно назвать критико-эстетич. разбором произведения. При подобном рассмотрении муз. произв. собственно анализ и критика тесно соприкасаются и порой взаимопроникают. Видную роль в разработке науч. методов А. м. в 1-й пол. 19 в. сыграл немецкий музыковед А. Б. Маркс (1795-1866). Его книга «Людвиг Бетховен. Жизнь и творчество» («Ludwig van Beethovens Leben und Schaffen», 1859-1875) представляет собой один из первых образцов монографий, включающих детальный анализ муз. произв. X. Риман (1849-1919), исходя из своего учения о гармонии, метре, форме, углубил теоретич. методы анализа муз. произв. Уделяя основное внимание формальной стороне, он, однако, не отрывал технологию от эстетич. оценки и историч. факторов. Риману принадлежат такие аналитич. труды, как «Руководство композиции фуги» («Handbuch der Fugenompositionen», Bd I-III, 1890-94, тт. I и II посвящены «Хорошо темперированному клавиру», т. III - «Искусству фуги» И. С. Баха), «Смычковые квартеты Бетховена» («Beethovens Streichquartette», 1903), «Все сольные фортепианные сонаты Л. ван Бетховена, эстетич. и формально-технич. анализ с историческими замечаниями» («L. van Beethovens sämtliche Кlavier-Solosonaten, дsthetische und formal-technische Analyse mit historischen Notizen», 1918-1919), тематич. разборы 6-й симфонии и симфонии «Манфред» Чайковского. Среди работ, развивавших теоретико-эстетич. метод анализа музыкальных произв. в зап.-европ. музыковедении, можно назвать труд Г. Кречмара (1848- 1924) «Путеводитель по концертам» («Führer durch Кonzertsaal», 1887-90); монографию А. Швейцера (1875-1965) «И. С. Бах» («J. S. Bach», 1908), где произв. композитора рассматриваются в единстве трёх аспектов анализа - теоретич., эстетич. и исполнительского; трёхтомную монографию П. Беккера (1882-1937) «Бетховен» («Beethoven», 1911), в которой автор разбирает симфонии и фп. сонаты великого композитора исходя из их «поэтической идеи»; книгу X. Лейхтентритта (1874-1951) «Учение о музыкальной форме» («Musikalische Formenlehre», 1911) и его же труд «Анализ фортепианных произведений Шопена» («Analyse der Chopin'schen Кlavierwerke», 1921-22), в которой высокий науч.-теоретич. уровень анализа сочетается с интересными образными характеристиками и эстетич. оценками; содержащие много тонких анализов труды Э. Курта (1886-1946) «Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера» («Romantische Harmonik und ihre Кrise in Wagners «Tristan»«, 1920) и «Брукнер» (Bd 1-2, 1925). В исследовании А. Лоренца (1868-1939) «Тайна формы у Вагнера» («Das Geheimnis der Form bei Richard Wagner», 1924-33) на основе подробного анализа вагнеровских опер устанавливаются новые категории форм и их разделов (синтезирующий сценич. и муз. закономерности «поэтико-муз. период», «замещающая часть»). Особое место в развитии А. м. занимают работы Р. Роллана (1866-1944). В их числе труд «Бетховен. Великие творческие эпохи» («Beethoven. Les grandes йpoques creatrices», 1928-45). Анализируя в нём симфонии, сонаты и оперу Бетховена, Р. Роллан создаёт своеобразный аналитич. метод, связанный с поэтич., литературными ассоциациями, метафорами и выходом за строгие муз.-теоретические рамки в сторону свободной поэтической трактовки идей и образного строя произв. Этот метод сыграл большую роль в дальнейшем развитии А. м. как на Западе, так и особенно в СССР. В рус. классическом музыковедении 19 в. передовые тенденции обществ. мысли ярко сказались и в области А. м. Усилия русский музыковедов и критиков были направлены на утверждение тезиса: каждое муз. произв. создаётся ради выражения определённой идеи, передачи определённых мыслей и чувств. Ранее всего в области А. м. в России выступил А. Д. Улыбышев (1794- 1858), первый рус. муз. писатель, автор трудов «Новая биография Моцарта» («Nouvelle biographie de Mozart...», чч. 1-3, 1843) и «Бетховен, его критики и толкователи» («Beethoven, ses critiques et ses glossateurs», 1857), оставивших заметный след в истории критич. мысли. Обе книги содержат много анализов, критич. и эстетич. оценок муз. произведений. Это, возможно, первые в Европе образцы монографий, сочетающих биографич. материал с аналитическим. Один из первых рус. исследователей, обратившийся к отечеств. муз. искусству, В. Ф. Одоевский (1804-69), не будучи теоретиком, дал в своих критико- публицистических работах эстетич. разборы мн. произв., гл. обр. опер Глинки. Труды В. Ф. Ленца (1809-83) «Бетховен и его три стиля» («Beethoven et ses trois styles», 1852) и «Бетховен. Анализ его сочинений» («Beethoven. Eine Кunst-Studie», 1855-60) не потеряли своего значения до наших дней. А. Н. Серов (1820-71) - основоположник метода тематич. анализа в русском музыковедении. В очерке «Роль одного мотива в целой опере «Жизнь за царя»« (1859), привлекая нотные примеры, Серов исследует становление темы финального хора «Славься». Формирование этой темы-гимна автор связывает с созреванием осн. патриотич. идеи оперы. В статье «Тематизм увертюры «Леонора»« (этюд о Бетховене, 1861) исследуется связь тематизма увертюры Бетховена с его оперой. В статье «Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл» (1868) проводится идея о постепенном становлении финальной темы радости. Последовательный анализ произведений Глинки и Даргомыжского дан в статьях «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» (1860), ««Руслан» и русланисты» (1867), ««Русалка» Даргомыжского» (1856). Единство развития художеств. идеи и средств её воплощения - существ. принцип методологии Серова, ставший краеугольным камнем сов. теоретич. музыковедения. В критич. статьях П. И. Чайковского видное место уделяется разбору муз. произв., исполнявшихся в различных концертных залах Москвы в конце 70-х гг. 19 в. Среди лит. наследия Н. А. Римского-Корсакова выделяется его тематич. анализ собств. оперы «Снегурочка» (изд. 1911, полностью опубл. в изд.: Н. А. Римский-Корсаков, Собрание сочинений, Литературные произведения и переписка, т. IV, М., 1960). Разборы собств. сочинений и оценки произв. др. композиторов содержатся также в написанной Римским-Корсаковым «Летописи моей музыкальной жизни» (изд. 1909). Большое количество интересных замечаний теоретич. и аналитич. характера имеется в переписке С. И. Танеева с П. И. Чайковским. Высокое научно-теоретич. значение имеют принадлежащие Танееву детальные анализы тонального и тематич. развития в некоторых сонатах Бетховена (в письмах к композитору Н. Н. Амани и в спец. работе «Анализ модуляций в сонатах Бетховена»). Дарование многих русских прогрессивных музыковедов и критиков, начавших свою деятельность ещё в дореволюционное время, развернулось после Великой Окт. социалистич. революции. Б. Л. Яворский (1877-1942), создатель теории ладового ритма, внёс много нового и в комплексный (целостный) анализ. Ему принадлежат анализы произведений А. Н. Скрябина и И. С. Баха и др. работы. На семинаре по «Хорошо темперированному клавиру» Баха учёный рассматривал связь прелюдий и фуг этого сборника с кантатами и на основе анализа текста последних приходил к оригинальным выводам о содержании прелюдий и фуг. Развитию научных методов А. м. способствовала в 20-е гг. педагогич. и науч. деятельность Г. Л. Катуара (1861-1926) и Г. Э. Конюса (1862-1933). Несмотря на односторонность мн. науч. положений (напр., теория метротектонизма Конюса, преувеличение формообразующей роли метра в лекциях Катуара), их теоретич. работы содержали ценные наблюдения и содействовали развитию аналитического мышления. A. м. играет важнейшую роль в трудах Б. В. Асафьева (1884-1949). В числе его наиболее выдающихся аналитич. исследований - «Симфонические этюды» (1922), содержащие разборы ряда рус. опер и балетов (в т.ч. оперы «Пиковая дама»), книга ««Евгений Онегин» Чайковского» (1944), исследование «Глинка» (1947), в котором особенно примечательны разделы, посв. анализу оперы «Руслан и Людмила» и «Камаринской». Существенно новой была идея Асафьева об интонац. природе музыки. В его работах трудно разграничить моменты теоретич. и исторические. Синтез историч. и теоретич. начала является крупнейшей научной заслугой Асафьева. Лучшие труды Асафьева оказали большое влияние на развитие методов А. м. Особую роль сыграла его книга «Музыкальная форма как процесс» (чч. 1-2, 1930 и 1947), заключавшая плодотворные мысли о двух аспектах муз. формы - как процесса и как откристаллизовавшегося его результата; о типе форм соответственно основным принципам - контрасту и тождеству; о трёх функциях развития - импульсе, движении и завершении, о постоянном их переключении. Развитие А. м. в СССР находило отражение как в спец. исследованиях, так и в трудах типа учебников и учебных пособий. В книге Л. А. Мазеля «Фантазия f-moll Шопена. Опыт анализа» (1937) на основе детального разбора этого муз. произведения устанавливается ряд общих стилистич. закономерностей творчества Шопена, выдвигаются важные проблемы методологии А. м. В труде того же автора «О мелодии» (1952) разработана спец. методология мелодич. анализа. B. А. Цуккерман в работе ««Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке» (1957) выдвигает новые фундаментальные положения, касающиеся композиц. особенностей рус. нар. песни и принципов вариационного развития. Существенные теоретич. обобщения содержит книга Вл. В. Протопопова ««Иван Сусанин» Глинки» (1961). В ней впервые сформулировано понятие «контрастно-составная форма» (см. Форма музыкальная). Опубликованные в сб. «Фредерик Шопен» (1960) статьи «Заметки о музыкальном языке Шопена» В. А. Цуккермана, «Некоторые черты композиции в свободных формах Шопена» Л. А. Мазеля и «Вариационный метод развития тематизма в музыке Шопена» Вл. В. Протопопова свидетельствуют о высоком уровне A. м., достигнутом советскими музыковедами. А. м. постоянно применяется в уч.-педагогич. практике. Изучение каждого из предметов муз.-теоретич. цикла (элементарной теории музыки, сольфеджио, гармонии, полифонии, инструментовки) складывается из трёх разделов: теории предмета, практич. заданий и анализа муз. произв. или их отрывков. В курсе элементарной теории музыки аналитич. раздел представляет собой разбор простейших элементов муз. произведения - тональности, размера, группировки внутри тактов, динамич. и агогич. оттенков и т.д.; в курсе сольфеджио - слуховой анализ интервалов, размера, аккордов, отклонений и модуляций в пределах небольших отрывков муз. произв.; в курсах гармонии, полифонии, инструментовки - соответствующий определённым разделам учебного плана разбор художеств. образцов (анализ инструментовки - см. Инструментовка), Во многих учебниках и учебных пособиях по этим предметам имеются разделы аналитического профиля; существуют отдельные пособия по гармонич. и полифонич. анализу. В дореволюц. время и в первые годы после революции существовал учебный предмет «Анализ муз. форм», который сводился к определению композиц. формы муз. произведения с помощью подведения её под одну из строго ограниченного числа содержащихся в учебнике схем. Выразительным средствам, процессам тематического развития уделялось при этом мало внимания. В России первыми учебниками, нашедшими применение при изучении музыкальных форм, были труды «Теория музыки» Г. Гесса де Кальве (1818), «Учебник по композиции» И. Фукса (1830) и «Полное руководство к сочинению музыки» И. К. Гунке (1859-63). В 1883-84 появились русские переводы «Учебника форм инструментальной музыки» («Musikalische Formenlehre», 1878) немецкого музыковеда Л. Буслера, в 1901 - учебники английского исследователя Э. Праута, вышедшие в двух томах под названиями «Музыкальная форма» («Musical form», 1891, рус. пер. 1900) и «Прикладные формы» («Applied forms», 1895, рус. пер. б. г.). Из трудов рус. муз. деятелей выделяются: учебник А. С. Аренского «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» (1893-94), содержавший в сжатом и упрощённом виде описания главнейших музыкальных форм; исследование Г. Л. Катуара «Музыкальная форма» (чч. 1-2, 1934-36), которое в 30-е гг. использовалось и как учебник для музыковедов. Успехи в развитии отечественного музыковедения после Великой Октябрьской революции способствовали быстрому расцвету учения о муз. форме. Это привело к радикальному пересмотру традиционного курса А. м. Новый курс создавался в 30-е гг. профессорами Московской консерватории В. А. Цуккерманом, Л. А. Мазелем, И. Я. Рыжкиным; в Ленинградской консерватории аналогичную работу проводили В. В. Щербачёв, Ю. Н. Тюлин и Б. А. Арапов. В основе этого курса лежал опыт, накопленный теоретич. музыковедением во всех областях и, в первую очередь, в учении о музыкальной форме. В итоге рамки прежнего учебного курса были значительно расширены, а сам он был поднят на более высокую науч. ступень - его конечной целью стал комплексный (целостный) анализ. Новые задачи, поставленные в курсе А. м., требовали новых учебников и учебных пособий, дальнейшей науч. разработки методологии анализа. Уже в первом сов. учебнике, предназначавшемся для общих курсов А. м., - книге И. В. Способина «Музыкальная форма» (1947), в систематич. порядке рассматриваются выразит. средства и с большой полнотой освещаются все осн. формы. В учебнике С. С. Скребкова «Анализ музыкальных произведений» (1958) содержатся теоретич. положения, придающие этому труду черты исследования (напр., анализ внутритематич. развития и новый аспект в понимании «сонатности» как драматургич. принципа). В уч. пособии Л. А. Мазеля «Строение музыкальных произведений» (1960) разработана новая теория периода, обобщающая опыт функционального понимания этой формы (первые шаги в этом направлении были сделаны в трудах Э. Праута и Г. Л. Катуара), детально разработана теория смешанных форм, сформулированная Э. Праутом. В 1965 под общей ред. Ю. Н. Тюлина вышел учебник ленингр. авторов «Музыкальная форма». По терминологии и некоторым науч. принципам он существенно отличается от учебников моск. авторов (об этих отличиях см. в статье Форма музыкальная). Учебник Л. А. Мазеля и В. А. Цуккермана «Анализ музыкальных произведений» для музыковедческих ф-тов консерваторий (вып. 1, 1967) обобщил богатейший опыт практич. и науч. работы, накопленный его авторами. Работы музыковедов способствуют совершенствованию как самого метода музыкального анализа, так и курса анализа музыкальных произведений.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь