на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АНАПЕСТ (от греч. anapaisios, букв. - отражённый назад). 1) Муз. стопа, аналогичная А. силлабо-тонического стиха. Определяется по принципу метрич. тяжести - как последование двух лёгких и одной тяжёлой доли. Количество звуков на каждой доле может меняться; как правило, большее число приходится на слабые доли и меньшее - на сильную. Характерный затакт, который вдвое продолжительнее сильной доли, позволяет рассматривать А. как муз. стопу ямбич. типа. Благодаря преобладанию накопления (2 доли) над разрядкой (1 доля) А. обладает большой ритмич. энергией. Это обусловливает его место в форме муз. произв. - гл. обр. не в началах разделов, а в подходах, предыктах к новым разделам и в заключительных построениях: М. И. Глинка. «Вальс-фантазия» (окончание). Назв. А. применяется также к группам из трёх тактов с тяжёлым третьим тактом. 2) В антич. метрике и по аналогии с ней А. наз. фигуру из двух коротких и одного долгого звука, типа В. Н. Холопова.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь