на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АНСЕРМЕ (Ansermet) Эрнест (11 XI 1883, Веве - 20 II 1969, Женева) - швейц. дирижёр и композитор. Изучал теорию композиции у А. Денереа в Лозанне (с 1906), А. Жедальжа в Париже, О. Барблана и Э. Блоха в Женеве, позднее совершенствовался в дирижировании в «Схола канторум» в Париже у Ф. Ласерды, а также у Ф. Мотля в Мюнхене и А. Никиша в Берлине (1910-11). В 1911-14 дирижировал концертами в курзале в Монтрё (сблизился там с И. Ф. Стравинским), в 1915-18 - абонементными концертами в Женеве. В 1915-23 муз. рук. труппы «Русский балет С. П. Дягилева», с которым гастролировал в странах Зап. Европы, Сев. и Юж. Америки. В 1918 организовал оркестр Романской Швейцарии; руководил этим оркестром в течение 50 лет, выдвинув его в число лучших европейских коллективов. Выступал с ведущими оркестрами Европы и США. В СССР гастролировал впервые в 1928. А. известен как один из лучших интерпретаторов музыки французских импрессионистов, а также Стравинского (дирижировал первым исполнением в 1918 в Лозанне «Истории солдата»). Для искусства А. характерны высокая культура, тонкое колористическое мастерство, тщательность и точность воспроизведения музыкального текста в классической и совр. музыке. А.- автор произведений в стиле импрессионистов: симфонической поэмы «Весенние листья» («Printemps des feuilles»); песен для фп. с оркестром; фп. пьес; переложений для оркестра, в т.ч. «6 старинных эпиграфов» («Six Epigraphes antiques») К. Дебюсси.
Лит. соч.: Le geste du chef d'orchestre, Laus., 1943; Debat sur l'art contemporain, Neuchatel, 1948; Entretiens sur la musique, Neuchatel, 1963; Les fondements de la musique dans la conscience humaine, v. 1-2, Neuchatel, 1961, 1965.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь