Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
АРИЕТТА (итал. arietta, уменьшит. от aria; франц. ariette). 1) Небольшая ария, обычно в двухчастной форме, отличающаяся простотой изложения, песенностью мелодики. 2) В 1-й пол. 18 в. во франц. опере - ария da capo, к-рую пели на итал. текст, обычно в блестящем колоратурном стиле. В отличие от арии, в итал. опере не была связана с развитием сценич. действия и применялась исключительно как «вставной» номер в дивертисменте. 3) В одной из разновидностей франц. комич. оперы - «комедии, перемежающейся ариеттами» («comedie melee d'ariettes») - сольная песня (ария) в нар. духе, исполняющаяся перед разговорным диалогом (или после него) и противопоставляющаяся т. н. водевилю - заключит. куплетной песенке на популярную мелодию. Борьба между этими двумя жанрами, завершившаяся к 1670 вытеснением водевиля, отражена в комич. опере «Процесс ариетт и водевилей» Ш. С. Фавара (1760). В последующее время жанр А. (1) использовали Н. А. Римский-Корсаков в «Снегурочке», Р. Штраус в музыке к комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера (1917, 1-я ред.). Изредка назв. «А.» применяется и к инстр. пьесам (заключит. часть фп. сонаты op. 111 Л. Бетховена). И. М. Ямпольский. |