на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БЕРГАМАСКА (итал. bergamasca) - в 16-17 вв. итал. танц. песня, получившая назв. от провинции и г. Бергамо, где она зародилась. Для Б. характерны размер, чёткое членение на восьмитакты. Этот оживлённый, энергичный танец приобрёл большую популярность в Италии и др. зап.-европ. странах (Англия, Германия, Франция). В 16-18 вв. Б. становится жанром чисто инструментальным. Композиторы часто обращались к Б., воспроизводя в своих произв. её мелодию или один ритм, сочиняя вариации на мелодию Б., данную в виде basso ostinato (С. Росси, Б. Марини, С. Шейдт и др.): С. Росси. Тема из сонаты (1662), основанная на мелодии бергамаски. Мелодию Б. использовали в своих сочинениях Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И. С. Бах (в заключении Гольдберговских вариаций для клавира). В 19 в. Б. называли сходный с тарантеллой быстрый танец в размере с постоянным акцентом на 2-й половине такта: Известная «Бергамская сюита» К. Дебюсси для фп. (1895-1905) не включает в себя мелодии Б., но передаёт впечатления композитора от окрестностей Бергамо.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь