на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БИБЛИОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. biblion - книга и grapo - пишу). 1) Библиографич. пособия (указатели, обзоры, списки, каталоги), дающие систематизированное по тематике, в алфавитном, хронологич., топографич. и др. порядке перечисление и описание работ о музыке (книг и др. печатных изданий, а также рукописей) со стороны содержания и внешнего оформления. 2) Науч. дисциплина, изучающая историю, теорию, методику и классификацию муз. библиографии. В зарубежных странах объектом Б. м. является не только литература о музыке, но и муз. произв. (нотные издания и нотные рукописи). В СССР ими занимается нотография, существующая как самостоят. область наряду с Б. м. Б. м. является вспомогат. отраслью музыковедения, важнейшим разделом муз. источниковедения. Различают два осн. вида Б. м.: научно-вспомогательную (научно-информационную) и рекомендательную. Задача научно-вспомогательной Б. м. - помочь историкам и теоретикам музыки, фольклористам и инструментоведам в их исследовательской работе (в выборе источников, установлении историографии вопроса, поисках материалов о жизни и творчестве отд. музыкантов - композиторов, музыковедов, исполнителей и др.). Задача рекомендательной Б. м. - облегчить читателям выбор литературы о музыке; она призвана оказать влияние на этот выбор и тем самым способствовать формированию муз.-эстетич. вкусов, расширению муз. интересов и знаний читателей. В соответствии с этим в Б. м. сложились разл. типы указателей, обзоров, каталогов, аннотированных списков и т. п.: общие - по нац. муз. культуре той или иной страны, отдельным её историч. периодам; тематические - по истории и теории музыки, муз. жанрам, фольклору, инструментоведению, исполнительству и др.; персональные - о композиторах, музыковедах, фольклористах, исполнителях (к ним примыкают и такие справочные издания, как, напр., «Летопись жизни и творчества», «Дни и годы», «Памятка» и др.). Первые опыты Б. м. относятся к концу 1-й пол. 16 в. Один из самых ранних перечней книг по музыке содержится в библиографич. труде швейцарца К. Геснера «Пандекты… в XXI книге» («Pandectarumlibri XXI», 1548-49). Однако лишь в 18 в. появляются спец. муз.-библиографич. работы, представляющие интерес гл. обр. с историко-критич. точки зрения. В 18-19 вв. Б. м. получает особенно большое развитие в Германии, где создаются работы, в которых складывается методика Б. м. (принципы классификации, описания и др.). Сам термин «Б. м.» в них ещё не принят. Нем. авторы использовали названия «музыкальная критика», «музыкальная библиотека», «литература музыки», «музыкальная литература». (Впервые термин «Б. м.» был применён во Франции К. Гардетоном в работе «Музыкальная библиография Франции» - «Bibliographie musicale de la France…», изд. в 1822.) Среди этого рода работ выделяются «Музыкальная критика» («Critica musica», Bd 1-2, 1722-25) И. Маттезона, «Новооткрытая музыкальная библиотека, или основательное сведение наряду с беспристрастным суждением о музыкальных статьях и книгах» («Neu eröffnete Musikalische Bibliothek, oder gründliche Nachricht nebst unpartheyischem Urtheil von musikalischen Schriften und Büchern», Bd 1-4, 1736-54) Л. К. Мицлера, «Руководство к музыкальной учёности» («Anleitung zu der musikalischen Gelahrtheit», 1758, 1783) Я. Адлунга - первый муз.-библиографич. труд, в котором была сделана попытка критич. оценки и логич. классификации материала. Наиболее обстоятельной и содержательной публикацией, ставшей образцом для последующих работ, была «Всеобщая литература музыки» («Allgemeine Literatur der Musik…», 1792, переизд. 1962) И. Н. Форкеля, включающая критич. обзор 3000 книг и статей по музыке. В ней заметна тенденция к более широкому пониманию Б. м. как науки, в задачу которой входит не только систематизация материала, но и раскрытие его содержания, впервые применено подразделение материала на работы по истории и по теории музыки. Опираясь на методику Форкеля, построил свою работу К. Беккер - «Систематически-хронологическое изложение музыкальной литературы» («Systematisch-chronologische Darstellung der Musikliteratur», Lfg. 1-2, 1836, прил., 1839, переизд., 1964, доп. за 1839-1846 Р. Эйтнера, 1885). В 1829 муз. издательство Ф. Хофмейстера в Лейпциге выпустило первые «Ежемесячные музыкально-литературные сообщения» «Musikalisch-literarische Monatsberichte»), в качестве продолжения которых с 1843 стала выходить «Немецкая музыкальная библиография» («Deutsche Musikbibliographie») - одно из крупнейших европейских нац. библиографич. изданий, продолжающее выходить в ГДР. С 1852 издаются также сводки отдельных выпусков за каждый год («Jahresverzeichnis der deutschen Musikalien und Musikschriften»). В 1895 начал издаваться «Ежегодник музыкальной библиотеки Петерс» («Jahrbuch der Musikbibliothek Peters»), содержащий обширную библиографию литературы о музыке. С конца 19 в. Б. м. занимает важное место в муз. журналах (впервые в немецких) в виде самостоят. отделов. Одна из первых Б. м. подобного рода - отдел «Критические заметки и рефераты» («Кritiken und Referate») в «Квартальнике музыкальной науки» («Vierteljahrschrift für Musikwissenschaft», 1885-94), изд. P. Кризандером, P. Шпиттой и Г. Адлером, в котором регулярно публиковались перечни вышедших книг и статей по музыке. В их реферировании принимали участие крупнейшие учёные-музыковеды того времени (О. Флейшер, К. Штумпф и др.). Позднее отделы Б. м. в журналах получили широкое распространение во мн. странах, став одним из важнейших видов библиографич. источниковедения: в Германии - «Журнал» и «Сборники Международного музыкального общества» («Zeitschrift» и «Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft», 1899-1914), «Журнал музыковедения» («Zeitschrift für Musikwissenschaft», 1918-35), продолж. - «Архив музыкальных исследований» («Archiv für Musikforschung», 1936-43), «Архив музыковедения» («Archiv für Musikwissenschaft», 1918-26; 1952-61), «Сообщения Международного общества музыковедения» («Mitteilungen der Internationalen Gesellschaft für Musikwissenschaft», 1928-30), продолж. - «Хроника музыковедения» («Acta musicologica», с 1931) и др.; во Франции - журнал нац. секции Международного музыкального общества (Societй internationale de musique, сокр. S. I. M.), выходивший в 1905-15 под разл. названиями - «Музыкальный Меркурий» («Le Mercure musical»), «Французский бюллетень M. M. О.» («Bulletin francais de la S. I. M.», с 1908), «Музыкальное обозрение» («Revue musicale», с кон. 1909), «Музыкальный бюллетень» («Bulletin musical», с 1915); в Италии - «Итальянское музыкальное обозрение» («Rivista Musicale Italiana», 1894-1934, 1936-43, с 1947), «Новое музыкальное обозрение» («Nuova Rivista Musicale Italiana», с 1967); в Англии - «Музыка и литература» («Music and Letters», с 1920); в Польше - «Музыкальный квартальник» («Кwartalnik muzyczny», 1911-14, 1928-33, 1948-50) и др. Ценными источниками, содержащими описания редких книжных изданий и рукописей, являются каталоги, публикуемые муз. антиквариатами, напр. нем. фирмой «Липманзон», издававшей с 1872 каталоги своих муз. аукционов. Среди др. музыкально-библиографических работ, начавших выходить в 19 в., - биобиблио-графич. словари, представляющие важные источники Б. м.: в Италии - «Словарь и библиография музыки» («Dizzionario e bibliografia della musica», v. 1-4, 1826) П. Лихтенталя, в котором впервые дано определение Б. м., её задач и целей; Бельгии - «Всеобщая биография музыкантов и общая библиография музыки» («Biographie universelle des musiciens et bibliographie generale de la musique, v. 1-8, 1837-44, 1860-65) Ф. Фетиса; доп. (v. l-2, 1870-75, 1878-81) A. Пужена; в Испании - «Биобиблиографический словарь испанских музыкантов» («Diccionario bibliografico de mesicos espanoles…», n. 1-4, 1881) Б. Сальдони и др. Крупнейшим изданием этого типа, сохраняющим значение, несмотря на некоторые ошибки и пропуски, является работа немецкий музыковеда Р. Эйтнера «Биобиблиографический словарь источников сведений о музыкантах и музыкальных учёных от христианского летоисчисления до середины 19 века» («Biographisch-bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten der christlichen Zeitrechnung bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts», Bd 1-10, 1900-04). Обширные библиографич. материалы содержатся и в работах типа нац. муз. словарей, напр. в книге С. Стреттона «Английские музыкальные биографии» («British Musical biography», 1897). С нач. 20 в. развитие Б. м. выходит за пределы стран Зап. Европы. О. Соннек своими работами, опубликованными в нач. 20 в., - «Классификация музыки и литературы о музыке» («Classification of Music and Literature of Music», 1904, доп. 1917), «Каталог оперных либретто, изданных до 1800» («Catalogue of Opera Librettos printed before 1800», v. 1-2, 1914) и др. - закладывает основы Б. м. в США. Позднее развивается Б. м. в странах Лат. Америки, где первые серьёзные библиографич. труды (гл. обр. по муз. фольклористике) появляются лишь в 1950-е гг.: «Бразильская музыкальная библиография» («Bibliographia musical brasil»,1952) Л. Э. Корреа ди Азеведу; «Библиографический путеводитель по изучению чилийского фольклора» («Guia bibliografica para el estudio del folklore Chileno», 1952) В. Саласа; «Словарь американского фольклора» («Diccionario del folklore americana», v. 1, 1954) Ф. Колуксио; «Библиография изящных искусств в Доминиканской Республике» («Bibliographia de las bellas artes en Santo Domingo», 1956) Л. Флорен-Лосано. Среди библиографич. указателей по муз. фольклору, особенно в странах Африки и Ближнего Востока, большое значение имеет труд голл. этнографа и музыковеда Я. Кунста «Этнографическое музыкознание» («Ethnomusicology…», 1959, добавление, 1960), включающий св. 5000 назв. Имеются библиографич. работы, специально посв. афр. музыке. Такова, напр., «Африканская музыка. Краткая аннотированная библиография» («African music. A brief annotated bibliography», 1964) Д. Л. Тиме и др. В 50-60-е гг. во мн. странах ведётся большая работа в области Б. м. Среди периодич. изданий международного характера крупнейшими являются: «Музыкальный указатель» («The musical index») под ред. P. Кречмер и Дж. Роули, представляющий собой библиографию текущей муз. периодики мн. стран и выходящий в США с 1949 ежегодно (ок. 17 000 назв. статей в каждом томе), и «Библиография музыкальной литературы» («Bibliographie des Musikschrifttums») В. Шмидера, выходящая в ФРГ с 1950 раз в 2 года и охватывающая литературу о музыке, издающуюся в европ. странах, в особенности работы исследовательского характера. С 1961 в США издаётся серия небольших монографич. работ «Детройтские библиографии» («Detroit studies in music bibliography», по 1969 вышло 15 выпусков). В 1963 была издана «Библиография музыковедческих диссертаций, напечатанных на немецком языке в 1861-1960 гг.» («Verzeichnis deutschsprachigen musikwissenschaftlichen Dissertationen, 1861-1960») Р. Шаля. Среди нац. муз. библиографий следует указать на «Библиографический каталог книг о музыке на французском языке» («Catalogue bibliographique de livres de langue francaise sur la musique») Ж. Леги, изданный в 1954 (с этого времени ежегодно выпускаются добавления - св. 2000 назв. в каждом), работу «Каталог музыкальной периодики Бельгии» («Repertoire de periodique musicaux belges», 1954) A. Риделя, во 2-м разделе которой приведён перечень музыковедч. и муз. журналов, ежегодников, альманахов, статей по музыке и др. Значит. работа в области Б. м. ведётся в ряде социалистич. стран. В ГДР выходят «Немецкая библиотека. Ежегодный указатель немецких нотных изданий и музыковедческой литературы» («Deutsche Bücherei. Jahresverzeichnis der deutschen Musikalien und Musikschriften»), являющийся продолжением библиографич. указателя, издававшегося P. Хофмейстером, и серия библиографий «Музыковедческая литература социалистических стран» («Musikwissenschaftliche Literatur sozialistischer Länder» (в 1966 вышли тт. 1-2); в Польше изданы «Библиография Ф. Шопена» («Bibliographia F. Chopin», 1949, доп. 1954) Б. Э. Сидова, «Библиография польских музыкальных журналов» («Bibliografia polskich czasopism muzycnych», t. 1, 1955); «Библиография польской литературы о музыке» («Bibliografia polskiego pismeennictwa muzycznego», 1955) и «Библиография Кароля Шимановского. Материалы за 1906-1958» («Bibliografia Кarola Szymanowskiego. Materialy za lata 1906-1958», в сб.: «Z zycia i tworczosci Кarola Szymanowskiego», 1960) К. Михаловского, «Польская музыка в литературных и общественных журналах. 1864-1900» («Muzyka w polskich czasopismach literackich i spolecznych. 1864-1900», 1967) Е. Щавиньской; в Венгрии - библиографии музыковедч. трудов Б. Бартока и З. Кодая; в Югославии в журн. «Звук» регулярно публикуются обзоры статей по музыке в отечеств. периодике. В некоторых зарубежных странах издаются специальные муз.-библиографич. журналы: в Австрии - «Австрийская музыкальная библиография» («Osterreichische Musikbibliographie», с 1949), в Италии - «Музыкально-библиографический бюллетень» («Bolletino Bibliografico Musicale», с 1931), в США - «Заметки» («Notes», с 1934) и др. Ряд изданий по Б. м. осуществляется ЮНЕСКО. Важнейшие из них: «Международный каталог музыкальной литературы» («Repertoire International de la Litterature Musicale», сокр. RILM) - аннотированная библиография текущей литературы о музыке (книги и важнейшие статьи), издающейся в разл. странах (изд. с 1967, поквартально), и «Международный каталог музыкальных источников» («Repertoire International des Sources Musicales», сокр. RISM) - описание книг, нот и муз. рукописей (до 1800), хранящихся в б-ках разл. стран (изд. с 1960). Оба эти библиографич. указателя изд. международными обществами музыковедения и ассоциациями муз. библиотек. В России первые опыты Б. м. появились позже нотографии и относятся к концу 1840-х гг. В 1849 известный этнограф-фольклорист, археолог и палеограф И. П. Сахаров опубликовал «Исследование о русском церковном песнопении» - обзор и перечень рукописей и печатной литературы по древнерусскому церковному пению. В 1882 вышла в свет первая крупная работа в области рус. Б. м. - «Музыкальные альманахи XVIII века», принадлежащая библиографу H. M. Лисовскому. Им же позднее были составлены: «Русская литература по истории музыки за последние 50 лет, 1838-1889» (в его кн.: «Музыкальный календарь-альманах и справочная книжка на 1890 год», СПБ, 1889); «Обозрение литературы по театру и музыке за 1889-1891 гг. Библиографический очерк» (СПБ, 1893). Он является и автором первой летописи жизни и творчества рус. музыканта - «Летописи событий в жизни и деятельности А. Г. Рубинштейна» (СПБ, 1889). Одновременно с Лисовским др. видный библиограф В. И. Межов в 1882 привёл Б. м. в виде самостоят. раздела, с особой классификацией, в своей многотомной «Русской исторической библиографии за 1865-1876» (отд. оттиск - СПБ, 1884, совм. с Н. П. Собко). Эти работы положили начало рус. Б. м. Вслед за Лисовским и Межовым А. Е. Молчанов опубликовал «Библиографический указатель литературы о А. Н. Серове и его произведениях» (СПБ, 1888, дополнение к нему Межова - журн. «Библиограф», 1889, No 12) и «Библиографический указатель критических статей П. И. Чайковского» («Ежегодник императорских театров». Сезон 1892/93), И. А. Корзухин - библиографич. очерк «Александр Сергеевич Даргомыжский. 1813-1869» [«Артист», 1894, кн. 6 (38)]. В дальнейшем развитии рус. Б. м. большую роль сыграл H. P. Финдейзен, который первым среди русский музыковедов оценил значение библиографии и уделял ей большое внимание. Ему принадлежат «Библиографический указатель музыкальных произведений и критических статей Ц. А. Кюи» (СПБ, 1894), «Библиографический указатель материалов для биографии А. Н. Верстовского» и дополнение к нему («РМГ», 1899, No 7 и 48), «Список русских книг по музыке, изданных в 1773-1873 годах» (сб. «Музыкальная старина», вып. И, СПБ, 1903). Финдейзен составил также первую обширную библиографию литературы о М. И. Глинке («Русский биографический словарь», том [5] Герберский - Гогенлоэ, СПБ, 1917) и др. Большое место Б. м. Финдейзен отводил в издававшейся им с 1894 «Русской музыкальной газете», к которой в 1913-1916 выпускалось спец. приложение - «Библиографический листок». В 1908 вышел справочник И. В. Липаева «Музыкальная литература. Указатель книг, брошюр и статей по музыкальному образованию» (просмотренное и дополненное, М., 1915). Полезными для своего времени опытами систематизации материала были «Указатель статей за 10 лет. 1894-1903» и «Систематический указатель содержания «Русской музыкальной газеты» 1904-1913», составленные С. Г. Кондрой. К нач. 20 в. появляются библиографич. работы, посв. отдельным спец. темам, напр. «Указатель книг, брошюр, журнальных статей и рукописей по церковному пению» А. В. Преображенского (Екатеринослав, 1897, М., 1910), «Библиографический указатель книг и статей по музыкальной этнографии» А. Л. Маслова (в кн.: «Труды музыкально-этнографической комиссии…» т. 1-2, М., 1906-1911), «Опыт библиографического указателя по литературе о русской народной песне» Н. И. Привалова (в сб.: «Славянские концерты… Горленко-Долиной…», СПБ, 1909). Среди библиографич. работ по муз. фольклору, помещённых в общих библиографич. трудах, - разделы литературы о музыке разл. народов России в «Библиографическом указателе русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1700-1910 гг. (Жилище. Одежда. Музыка. Искусство. Хозяйственный быт)» Д. К. Зеленина (СПБ, 1913). Советские библиографы, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, достижения советского музыковедения, значительно расширили рамки Б. м. С сер. 20-х гг. по 1941 в развитии советской Б. м. большую роль сыграли работы З. Ф. Савеловой, в особенности её аннотированные обзоры иностранных книг и статей зарубежной муз. периодики, публиковавшиеся в журнале «Музыкальное образование» (1925-30), М. П. Алексеева - «Материалы для библиографического указателя русской литературы о Бетховене» (вып. 1-2, Одесса, 1927-28) и «Франц Шуберт. Материалы для библиографического указателя» (в сб.: «Венок Шуберту. 1828-1928. Этюды и материалы», М., 1928), разработанные им совм. с Я. З. Берманом; Р. И. Грубера - ««Rossica» в германской музыкальной периодической литературе восемнадцатого и первой половины девятнадцатого века» («De musica», Л., 1926, вып. 2) и его же аннотированный указатель литературы в кн.: «Рихард Вагнер» (М., 1934); А. Н. Римского-Корсакова - «Музыкальные сокровища Рукописного отделения Государственной публичной библиотеки имени M. E. Салтыкова-Щедрина. Обзор музыкальных рукописных фондов» (Л., 1938), а также осуществлённые под его руководством - «Русская музыкальная библиография за 1925 год» (в сб. «De musica», вып. 1, Л., 1925, вып. 2, Л., 1926) и библиографич. указатель лит. трудов В. Г. Каратыгина, включающий св. 900 назв. (в кн. «В. Г. Каратыгин. Жизнь. Деятельность. Статьи и материалы», вып. 1, Л., 1927); «Библиография о М. П. Мусоргском него произведениях (1860-1928)», сост. С. А. Детиновым, О. П. и П. А. Ламм, С. С. Поповым, С. М. Симоновым и З. Ф. Савеловой (в сб.: «М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня его смерти. 1881-1931. Статьи и материалы», М., 1932); «Литература о П. И. Чайковском за 17 лет (1917-1934)», сост. H. M. Шеманиным (в сб.: «Музыкальное наследство», вып. 1, М., 1935); «Музыкальная литература. Библиографический указатель книг и журнальных статей о музыке на русском языке» (Л., 1935) Г. П. Орлова. Ряд работ публикуется в журнале «Советская музыка»: «Русские книги о музыке, вышедшие в СССР в 1932 году» (1933, No 1), А. А. Штейнберг - «Музыкальная периодика за 15 лет. 1917-1932» (1933, No 2), З. Ф. Савеловой и т.н. Ливановой - «Указатель литературы о Н. А. Римском-Корсакове» (1933, No 3) и «Указатель музыкальной периодики за 15 лет. 1917-1932» (1933, No 6), В. В. Хвостенко - ««Вагнериана». Материалы к библиографическому указателю литературы на русском языке о Рих. Вагнере» (1934, No 11), «Лист в Петербурге» (1936, No 11) и «Лист в России» (1936, No 12). Библиографич. заметки и обзоры литературы о музыке регулярно помещались в журналах «Музыкальная новь» (1923-24), «Музыкальное образование» (1925-31), «Музыка и революция» (1926-1929), «Радянська музика» (1933-34, 1936-41) и др., а также в общих журналах и бюллетенях, напр. «Книгоноша», в котором в 1923-24 в разделе «Сводка вновь вышедших книг» печатались библиографич. заметки и обзоры К. А. Кузнецова о вновь вышедших муз. книгах и брошюрах. Обстоятельные библиографич. указатели приводятся в большинстве оригинальных переводных изданий по вопросам зарубежной музыки, выходивших в 1920-30-х гг. под ред. М. В. Иванова-Борецкого. В их числе - библиографич. указатель, составленный З. Ф. Савеловой к переводу монографии А. Швейцера «И. С. Бах» (М., 1934). Эта традиция нашла продолжение и в последующие десятилетия (библиографич. указатель литературы о Л. Бетховене, составленный Н. Л. Фишманом для 2-го издания книги A. A. Альшванга «Людвиг ван Бетховен», М., 1963, указатель литературы о И. С. Бахе, приложенный Я. И. Мильштейном к его книге «Хорошо темперированный клавир И. С. Баха», М., 1967, и др.). В 1932-40, 1941, 1942 и 1945 списки книг и статей о музыке печатались в «Летописи музыкальной литературы» (изд. с 1931). Библиографические перечни книг о музыке в виде каталогов выпускались Музыкальным сектором Госиздата (1926). Один из первых библиографических обзоров по музыкальному искусству советских национальных республик - книга П. П. Хороших «Музыкальные инструменты, театр и народные развлечения бурят-монголов» (Иркутск, 1926). После Великой Отечественной войны 1941-45 начался новый период в развитии сов. Б. м., отмеченный возросшим науч. уровнем и количеств. ростом библиографич. работ, расширением и углублением тематики. Среди библиографич. трудов о русский композиторах и музыковедах - капитальная глинкиана (3336 назв.), составленная Н. Н. Григорович, О. В. Григоровой, Л. Б. Киссиной, О. П. Ламм и Б. С. Яголимом (в сб. «М. И. Глинка», М., 1958); библиография сочинений Б. В. Асафьева, составленная Т. П. Дмитриевой-Мей и Б. В. Саитовым (в кн. «Избранные труды», т. 5, М., 1957, хронологич. указатель музыковедч. работ включает 944 назв.), И. И. Соллертинского, сост. О. А. Гейниной (в кн. «Избранные статьи о музыке», Л.-М., 1946, доп. в кн. «Критические статьи», Л., 1963); работы Б. С. Яголима - «Рахманинов и театр» (в кн. «С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей», М., 1947), «Библиография статей о Рахманинове» (в кн. «С. В. Рахманинов. Сборник статей», М.-Л., 1947), «Библиография литературы о Бородине» (в кн. Дианина С. A., «Бородин. Жизнеописание, материалы и документы», М., 1955), «Литература на русском яз. о Шопене» (в сб. «Фридерик Шопен. Ст. и исследования советский музыковедов», М., 1960) и др.; Г. Б. Бернандта - «Библиография С. И. Танеева» (в его кн. «С. И. Танеев», М., 1950) и его же «Библиография изданных музыкально-литературных работ В. Ф. Одоевского. 1822-1869» (в кн. «В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие», М., 1956); коллектива авторов - «В. В.Стасов. Материалы к библиографии. Описание рукописей», М., 1956); С. М. Вильскер - «Библиография Н. А. Римского-Корсакова. 1917-1957» (в кн. «Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы», Л., 1959); Б. С. Штейнпресса - обширные библиографические материалы об А. А. Алябьеве (в монографии «Страницы из жизни А. А. Алябьева», М., 1956); библиография научно-критич. работ А. В. Оссовского, сост. М. П. Блиновой (в сб. «А. В. Оссовский. Избранные статьи, материалы», Л., 1961); В. А. Киселёва - библиография работ о Вас. С. Калинникове (в сб. «Василий Калинников. Письма, документы, материалы», сост. В. А. Киселев, т. 1-2, М., 1959), библиография опубликованной переписки М. А. Балакирева (в сб. «М. А. Балакирев. Воспоминания и письма», Л., 1962); библиография отечественных публикаций о А. Дворжаке (в сб. «Антонин Дворжак», сост. и общая ред. Л. С. Гинзбурга, М., 1967); H. H. Григорович - Библиография о Бетховене на русском языке (в сб. «Бетховен», вып. 2, М., 1972, 1120 назв.). Среди работ более широкого профиля - библиография (св. 1000 назв.), приведённая т.н. Ливановой во 2-м томе её работы «Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом» (М., 1952); «Русская музыкальная периодика до 1917 года» Б. С. Яголима (в сб.: «Книга. Исследования и материалы», сб. 3, М., 1960). Созданы обобщающие труды такого типа, как библиографические указатели «Литература о музыке. 1948-1953» и «Литература о музыке. 1954-56» С. Л. Успенской, охватывающие все стороны муз. культуры. В дальнейшем это издание было продолжено С. Л. Успенской в сотрудничестве с Б. С. Яголимом («Советская литература о музыке. Библиографический указатель за 1957», М., 1958), Г. Б. Колтыпиной («Советская литература о музыке. Библиографический указатель книг, журнальных статей и рецензий за 1958-1959», М., 1960), А. Л. Колбановской, И. И. Старцевым и Б. С. Яголимом («Советская литература о музыке. 1960-1962», М., 1967), А. Л. Колбановской, Г. Б. Колтыпиной и Б. С. Яголимом («Советская литература о музыке. 1963-1965», М., 1971). В эти же годы была издана работа И. И. Старцева «Советская литература о музыке (1918-1947). Библиографический указатель книг» (М., 1963). Выходит капитальный труд т.н. Ливановой «Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века» [вып. 1, М., 1960; вып. 2, М., 1963; вып. 3, М., 1966; вып. 4, кн. 1, М., 1967; вып. 4, кн. 2, М., 1968; вып. 5, кн. 1, М., 1971; вып. 5, кн. 2, М., 1972 (совм. с O. A. Виноградовой); вып. 1-5 (кн. 1-2) охватывают период 1801-70; изд. продолжается]. В этой аннотированной работе с большой полнотой перечислены статьи по музыке, публиковавшиеся в рус. дореволюц. периодич. печати. Выпускам предпосланы вступ. статьи составителя, раскрывающие особенности рус. муз. журналистики и муз. критики на определённом этапе их развития. Издаётся библиографический словарь «Кто писал о музыке» Г. Б. Бернандта и И. М. Ямпольского, включающий перечни работ муз. критиков и др. лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР (т. 1, А-И, М., 1971; т. 2, К-П, М., 1973). Совершенно новое и оригинальное явление в отечественной муз. библиографии - реферативный указатель книг «Зарубежная литература о музыке» П. X. Кананова и И. П. Вулых, начавший выходить отд. выпусками с 1962 под общей ред. Г. М. Шнеерсона. Хотя указатель включает лишь часть издававшейся за рубежом книжной литературы по музыке (книги, имеющиеся в осн. моск. б-ках), в нём представлен широкий круг вопросов истории мировой муз. культуры, теории, философии и эстетики муз. искусства, проблем совр. муз. творчества, фольклора, акустики, исполнительства и мн. др. О книгах даются развёрнутые реферативные справки. Вышли вып. 1-3, охватывающие период времени с 1954 по 1958 (вып. 1. Реферативный указатель книг за 1954-1958 гг., М., 1960; вып. 2. Музыкальная культура стран Европы, М., 1963; вып. 2, ч. 2. Музыкальная культура народов Азии, Африки, Америки, Австралии, Океании, М., 1967; вып. 3, ч. 1. Виды и жанры музыки, М., 1966; вып. 3, ч. 2, М., 1968) и вып. 1 за период 1959-66 (М., 1972). Ценный вклад в советскую Б. м. внесли работы Г. Б. Колтыпиной «Библиография музыкальной библиографии. Аннотированный перечень указателей литературы, изданной на русском языке» (М., 1963, дополнение за 1962-1967 - М., 1970) и «Справочная литература по музыке… 1773-1962. Словари. Сборники биографий. Календари. Хроники. Памятные книжки. Путеводители. Сборники либретто. Сборники цитат» (М., 1964). Перечень и характеристика библиографических словарей деятелей музыкальной культуры даны в работе И. М. Кауфмана «Русские биографические и биобиблиографические словари» (М., 1955), музыкально-терминологических словарей - в его же работе «Терминологические словари» (М., 1961). Библиография музыкального фольклора представлена в работах М. Я. Мельц «Русский фольклор. Библиографический указатель. 1945-1959» (М., 1961) и В. М. Сидельникова «Русская народная песня. Библиографический указатель. 1735-1945 гг.» (М., 1962). По рекомендательной библиографии имеется широко аннотированная работа А. И. Ступеля и В. Я. Трайнина «Среди книг о музыке» (вып. 1-5, Л., 1961-65). Библиографии работ сов. музыковедов приведены в сб. их трудов: Ю. В. Келдыша («Критика и журналистика», М., 1959), В. М. Богданова-Березовского («Статьи о музыке», Л., 1960), М. С. Друскина («История и современность», Л., 1960), И. Ф. Бэлзы («О славянской музыке», М., 1963), В. М. Городинского («Избранные статьи», М., 1963), Ю. А. Кремлёва («Избранные статьи», Л., 1969), Л. С. Гинзбурга («Исследования и статьи», М., 1971), в юбилейных сборниках («От Люлли до наших дней». К 60-летию со дня рождения Л. А. Мазеля. Сб. статей, М., 1967); библиографии статей советский композиторов приведены в сб. «Н. Я. Мясковский» (т. 2, М., 1964), «В. Я. Шебалин. Статьи, воспоминания, материалы» (M., 1970) и др., а также в библиографич. разделе некоторых нотографич. справочников - Е. Л. Садовникова («Д. Д. Шостакович», М., 1959; содержит также перечень статей о жизни и творчестве Шостаковича) и др. Опубликован и ряд библиографических работ о композиторах союзных республик - Я. Озолине (Фрейман A., Композитор Ян Озолинь… Библиография, Елгава, 1958, на латышском языке), Комитасе (Теймуразян H. A., Комитас… Библиография, Ереван, 1957, на армянском и русском языках), М. Екмаляне (Теймуразян H. A., Макар Екмалян. Краткая библиография, Ереван, 1959, на армянском языке). Перечни литературы о музыке систематически публикуются в изданиях Всесоюзной книжной палаты - «Книжной летописи», «Летописи журнальных статей», «Летописи газетных статей» и «Ежегоднике книги». Работу в области Б. м. ведут республиканские Книжные палаты и библиографич. отделы республиканских б-к. Раздел, посв. литературе о музыке, имеется в ежегоднике «Библиография музыкальных произведений», издаваемом Книжной палатой Груз. ССР, в аннотированном указателе Е. И. Новиченко и О. М. Сальниковой «Искусство Киргизской ССР» (Фрунзе, 1958), в книге К. М. Гудиевой, В. С. Крестенко и H. М. Пастухова «Искусство Северной Осетии» (Орджоникидзе, 1959), в фундаментальной работе, опубликованной Книжной палатой УССР, - «Музыкальная литература УССР. 1917-1965. Библиографический справочник», в которой наряду с нотографией приведён перечень книг по музыке, изд. в этот период (на укр. яз., Харьков, 1966). Среди др. работ, посв. муз. искусству сов. нац. республик: кн. В. М. Сидельникова «Библиографический указатель по казах. устному творчеству», вып. 1-1771-1916 (A.-A., 1951), указатель книг, брошюр, журналов и газет, где помещались сведения о казах. быте и нар. муз. творчестве (в кн.: Жубанов А. Струны столетий, A.-A., 1958) и др. Большую работу в области Б. м. проводят Сектор источниковедения и библиографии Ленингр. научно- исследовательского института театра, музыки и кинематографии, научные муз. б-ки Моск. и Ленингр. консерваторий, Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина (Москва), Гос. публичная б-ка им. M. E. Салтыкова-Щедрина (Ленинград). Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина с 1968 выпускает ежемесячные библиографич. указатели «Новая советская литература по искусству» (книги и статьи), содержащие разделы «Музыка» и «Музыкальный театр». Литература о музыке представлена и в общих библиографиях (издания Всесоюзной книжной палаты), во многих библиографиях страноведческого и краеведческого характера, в библиографиях др. отраслей знания (педагогики, этнографии и пр.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
БИ..

ВЕНГЕРСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР

ИЗДАТЕЛЬСТВА МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУСТВ

КОЛОННЫЙ ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ

МЕХАНИЧЕСКАЯ ЗВУКОЗАПИСЬ

МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРКЕСТР

РУССКОЕ ХОРОВОЕ ОБЩЕСТВО

СОФИЙСКАЯ НАРОДНАЯ ОПЕРА

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

ТОНАЛЬНОСТЬ МЕЛОДИЧЕСКАЯ

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОНЦЕРТЫ

ФРАНКО-ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16