на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БЛЮЗ (англ. blues, сокр. от blue devils - меланхолия, грусть) - первоначально сольная лирическая песня амер. негров с берегов Миссисипи. Известна с конца 19 в.; зародилась, возможно, ещё в сер. века. Обычно выражала тоску по утраченному счастью. Прошла неск. стадий развития. Самая ранняя форма - сельский, или архаический, Б. Позднее сложился т.н. городской, или классич., Б. В нём утвердились характерные особенности, во многом унаследованные от музыки афр. негров: синкопированные ритмы и полиритмия, скользящие, не фиксированные понижения ступеней лада (т.н. блюзовые интонации, обычно на III и VII ступенях мажора, образующие вместе с обычными ступенями 9-тоновый «блюзовый» лад), импровизационность исполнения (особенно в паузах голоса). В основе Б. лежит 12-тактный период из трёх фраз по 4 такта; первый четырёхтакт - на тонич. гармонии, далее идут по два такта на субдоминанте и тонике и по два на доминанте и тонике. Городской Б. исполнялся в сопровождении банджо, позднее - гитары. Широкому распространению Б. в негр. гор. кварталах положили начало песни негр. музыканта У. Хэнди «Мемфис блюз» (1912) и в особенности «Сен-Луи блюз» (1914) - первые Б., созданные профессионалом. С этого времени прослеживается и сам термин «Б.». В текстах Б. нач. 20 в. встречаются мотивы социального протеста. Moderato espressivo У. Хэнди. «Сен-Луи блюз». Б. оказал сильное влияние на формирование джаза и джазовой музыки и остался одной из её важнейших форм. В джазовых коллективах культивировались как вок.-инстр., так и чисто инстр. Б. В джазовых Б. текст обычно имеет лирич. характер, изложение строится в виде чередования «возгласов» (call) и «ответов» (response). В 1940-60-е гг. главенствующее положение занял инстр. Б., служащий и муз. сопровождением для танцев. Первоначально Б. исполнялись в медленном темпе; в 1950-60-е гг. в Б. применяются разнообразные темпы, напр., в разновидности блюза - буги-вуги. Б., исполняющиеся эстрадными коммерч. джазами, как правило, утратили нац. черты, которые были присущи его ранним формам. Жанровые особенности Б. использованы многими композиторами 20 в. - Дж. Гершвином («Рапсодия в блюзовых тонах» для фп. с оркестром), М. Равелем (соната для скрипки и фп.), Д. Мийо, Э. Кшенеком.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
БЛ..

БАЙО

БАКС

БАКУ

БАЛФ

БАРД

БАУШ

БАЯН

БЕЙТ

БЕКИ

БЕНШ

БЕРГ

БЕРД

БИВА

БИЗЕ

БЛЕХ

БЛОК

БЛОМ

БЛОХ

БЛУЛ

БОДО

БОНН

БОРГ

БОРД

БОРИ

БОРК

БОШО

БРНО

БРОН

БРУК

БРУХ

БРЮК

БУВЕ

БУЛЛ

ВАЙС

ВЕГА

ВЕНА

ВИДУ

ВИЗЕ

ВИКС

Музыкальный словарь ver16