на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БОЛГАРСКИЙ РАСПЕВ - один из распевов рус. православной церкви. Стал известен в Москве в сер. 17 в. Болгарское происхождение распева не установлено, т. к. за многовековой период турецкого ига и гегемонии в церк. жизни Болгарии греков нац. церк. пение было вытеснено греческим, а певч. книги уничтожены. Среди болгарский музыковедов нет единства во взгляде на Б. р. Одни рассматривают его как самобытный болгарский (напр., Д. Христов, П. Динев), другие считают неболгарским по происхождению и отрицают применение его болг. церковью (напр., П. Сардаров). Песнопения с назв. «болгарский распев» встречаются в зап.-укр. певч. книгах; это дало основание рус. исследователям утверждать, что он заимствован от придунайских славян. По типу мелодики Б. р. заметно отличается от знаменного. Как и для киевского распева, для него характерны симметричность движения, легко укладывающегося в 4-дольный размер, тональная устойчивость напевов, точное повторение мелодии в неск. строках произв., Болгарский распев. Из рукописи конца 17 в. Государственный исторический музей. Певческое собрание, No 122, лист 155 и оборот. отсутствие вариац. развития мотивов. Б. р. подчинён системе осмогласия, но по количеству попевок значительно уступает знаменному распеву. Мелодика большинства произв. Б. р. напевна, выразительна, легко усваивается певцами. Песнопения литургии и вечерни Б. р. были опубликованы А. Николовым - «Древнеболгарское церковное пение (по старым нотным рукописям, относящимся к XVII и XVIII вв.)», т. I, Литургия, СПБ, 1905; т. II, Вечерня, СПБ, 1906.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь