на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БУДАПЕШТ (Budapest) - столица ВНР. 2 млн. жит. (1970). Образована в 1872 в результате слияния городов Буды, Пешта и Обуды. Первые сведения о муз. культуре этих городов относятся к нач. 18 в., когда здесь устраивались оперные спектакли на нем. и итал. яз., ставились произв. Г. Бенды, К. Диттерсдорфа, Дж. Паизиелло, А. Сальери, А. Гретри. В 1789 в Буде проходили спектакли оперной труппы графа Я. Эрдёди. В 1793 первый муз. спектакль на венг. яз. - лирич. муз. драма «Герцог Пикко и Ютка Пержи» Й. Чуди - был поставлен в Буде. В 1727 в Буде создаётся первая муз. школа. К концу 18 в. число школ значительно увеличилось. Большинство из них существовало при педагогич. уч. заведениях, где с 1770 было введено обязат. преподавание музыки и пения. Дальнейшему развитию муз. образования препятствовало австр. господство. Однако благодаря усилиям патриотически настроенных музыкантов, в нач. 19 в. Б. становится центром возрождения нац. муз. культуры. В 1837 был открыт Пештский венг. театр (с 1840 - Нац. театр), в котором на протяжении неск. десятилетий ставились драм. и оперные спектакли. В 1838-74 оперную труппу возглавлял Ф. Эркель. В Нац. театре состоялись премьеры его опер. В сер. 19 в. здесь проходили также симф. и хор. концерты, выступали известные венг. артисты и гастролёры - Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн, А. Вьётан, Й. Иоахим. Во 2-й пол. 19 в. муз. жизнь Б. значительно оживилась. В 1844 организуется хор «Конкордия»; в 1853 - Филармонич. общество, которое проводит в Венг. нац. музее регулярные симф. концерты силами оркестра Нац. театра. Организатором и дирижёром (до 1870) этих концертов был Эркель (в них выступали известные дирижёры - Ф. Лист, X. Рихтер и др.). С 1868 концерты были перенесены в новый зал «Вигадо». В 1870 общество было переименовано в Венг. ассоциацию. В 1884 драм. и оперная труппы Нац. театра были разделены. Оперный театр получил новое здание, построенное по проекту арх. М. Ибля, и стал называться Королевским венгерским оперным театром; его первым муз. директором был Ш. Эркель. К концу 19 в. в театре окончательно сложилась проф. труппа (хор, оркестр и более сорока солистов). В театре ставились классич. произв., сочинения венгерский композиторов. Известность театр приобрёл под руководством Г. Малера (1888-91) и А. Никиша (1893-1895). Во 2-й пол. 19 в. наряду с оперным театром важное место в муз. жизни Б. занимала оперетта, к-рая ставилась в Нар. театре Буды (1861-71) и Пеште (1875-1908). С 1903 работал театр «Кирай синхаз». В 1840 в Б. была открыта Нац. консерватория, в 1867 - Нац. муз. училище. В 1875 Ф. Лист при поддержке К. Абраньи и др. музыкантов организовал в Б. национальную Академию музыки (с 1918 - Высшая школа муз. искусства им. Ф. Листа). Первым президентом академии был Лист, директором - Ф. Эркель, среди профессоров - Р. Фолькман, К. Абраньи. Академия находилась в ведении гос-ва. В первые годы основное внимание уделялось классам фп., но затем деятельность академии расширилась и по-существу она приближалась к учебным классам консерватории. Значит. внимание в академии отводилось изучению венг. муз. фольклора. С образованием самостоятельного Венг. гос-ва (1919) значение Б. как муз. центра страны ещё более возросло. Однако бурж. правительство не оказывало необходимой поддержки крупнейшим муз. организациям столицы. Оперный театр переживал большие финансовые трудности. В 1923 при Филармонич. обществе дирижёром Д. Бором был создан Столичный симф. оркестр (в 1952 преобразован в Венг. гос. симф. оркестр). Под рук. Э. Донаньи работал оркестр Будапештского филармонич. общества. В 20-30-е гг. в Б. выступали С. С. Прокофьев, А. Казелла, И. А. Добровейн, Э. Клейбер, П. Масканьи, И. Ф. Стравинский, Б. Вальтер. В 1933 в городе впервые проводился Междунар. конкурс пианистов им. P. Листа. Б. становится одним из ведущих европейских центров музыкального образования. В период хортистско-фашистского режима (1920-44) мн. венг. музыканты вынуждены были эмигрировать. После освобождения страны от фашизма (1945) муз. культура Б. вступила в период расцвета. Важнейшие муз. организации получили поддержку гос-ва; была проведена национализация театров и муз. коллективов. Возобновил работу театр оперы (дирижёры Я. Ференчик и А. Короди). Спектакли даются на двух сценах - в реконструированном оперном театре и Т-ре им. Ф. Эркеля. Театр. сезон длится ок. 10 месяцев. Труппа театра гастролирует во мн. странах, в т. ч. в СССР (1958, 1971). На двух сценич. площадках (до нач. 70-х гг.) работал Столичный театр оперетты. С 1945 начались регулярные концерты Столичного оркестра под управлением Ференчика (с 1952 - Венг. гос. спмф. оркестр). В 1945 был организован ещё один проф. симф. коллектив Б. - оркестр Венг. радио и телевидения (возглавляет его дирижёр Д. Лехель). В Б. работает большинство ведущих коллективов Венгрии: квартет им. В. Татраи (с 1946), квартет им. Б. Бартока (с 1957), квартет Л. Вейнера (с 1958), Венгерский духовой квинтет (с 1961). В 1950 был создан Венг. гос. нар. ансамбль, а в 1951 - танцевальный «Ансамбль Будапешт». Симф., хор. и камерные концерты проходят в Т-ре им. Ф. Эркеля, Большом и Малом залах Высшей муз. школы, в филармонии. С 1959 регулярно в осенние месяцы проводится традиц. фестиваль Будапештские художественные недели искусств, составной частью которого являются спектакли муз. театров, концерты. С 1948 возрождена традиция больших междунар. конкурсов по разным исполнительским специальностям, которые с 1959 устраиваются во время Будапештских недель искусств. Летом регулярные симф. концерты проводятся в Будском муз. дворе, камерные концерты - в старинном замке «Кишцелли», оперные и балетные спектакли под открытым небом - на острове Маргит. В результате реформы высшего образования устранён параллелизм, существовавший в уч. программах. В Б. работает широкая сеть гос. муз. школ; музыка преподаётся во многих общеобразовательных учебных заведениях. Б. - крупнейший центр научно-исследовательской и муз.-обществ. деятельности. Здесь находится Ассоциация венг. музыкантов (осн. в 1949), муз. издательство «Зенемюкладо» (осн. в 1950), фирма грампластинок «Квалитон». Муз. отделение нац. б-ки им. Сеченьи обладает одной из самых значит. в Европе коллекций муз. рукописей и книг о музыке. Ценная коллекция книг и нот хранится также в б-ке Академии им. Ф. Листа. При Венг. академии наук существует Архив Бартока (осн. в 1961) и спец. группа, занимающаяся фольклорными исследованиями. В Б. выходят муз. журналы «Muzsika» (с 1958), «Magyar Zene» и др. M. M. Яковлев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь