на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БУЗОНИ (Busoni) Ферруччо Бенвенуто (1 IV 1866, Эмполи близ Флоренции - 27 VII 1924, Берлин) - итал. пианист, композитор, дирижёр, педагог и муз. писатель. Чл. Болонской филармонич. академии (1881, с 15 лет), доктор Цюрихского университета (1919). Лауреат 1-го междунар. конкурса им. А. Г. Рубинштейна (Петербург, 1890, пр. по композиции). Композицию изучал под рук. В. Майера (В. А. Реми), по фп. занимался самостоятельно. Концертировал и сочинял музыку с детства. В 1888-90 преподаватель муз. института в Гельсингфорсе (Хельсинки; класс фп.). В 1890-91 профессор Моск. консерватории (класс фп.), в 1891-92 - Новоанглийской консерватории в Бостоне. С 1894 жил в Берлине, где организовал «бузониевские оркестровые вечера» (1902-09) с целью пропаганды новых и редко исполняемых произв. Вёл классы высшего пианистич. мастерства в Веймаре (1901-02), Вене (при Академии музыки, 1907-08), Базеле (1910-13). В 1913-14 профессор и директор по учебной части Музыкального лицея в Болонье. В 1915-1920 жил в Цюрихе. С 1920 профессор берлинской Академии искусств (класс композиции). Неоднократно гастролировал в России, где его последние выступления (1912, 1913), совпавшие с гастролями И. Гофмана, дали повод к т. н. войне бузонистов и гофманистов. Б. - один из крупнейших пианистов, мастер импровизаторского искусства. Его игра отличалась глубиной мысли, самобытностью и оригинальностью трактовки, ослепительной техникой, богатством и разнообразием тембровых красок. Однако часть публики и критики отмечала недостаточную эмоциональность и особенно крайнюю субъективность интерпретации, приводившую порой к изменениям в авторском тексте. Обширный репертуар Б. состоял в основном из произв. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и Ф. Листа; особенно удавались ему Бах и Лист, меньше - Шопен. Вершина деятельности Б.-пианиста - «листовский цикл» (1911, Берлин, 6 вечеров, посвящённых 100-летию со дня рождения Листа). Развитию пианистич. искусства способствовали разработанные Б. методы упражнений («техническая фразировка», «технические варианты») и приёмы перелож. с органа, изложенные в комментариях и приложениях к его редакции 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» Баха (1894-97, рус. пер., М., 1941). Широко известны также многочисл. редакции и транскрипции др. сочинений Баха и Листа. Обширно композиторское наследие Б. Сочинения зрелого периода характеризуются смелым новаторством в области гармонии, формы. Недооценивавшиеся при жизни Б., его произв. впоследствии привлекали всё большее внимание муз. мира. Наиболее значит. из них - оперы «Турандот» (1917), «Арлекин, или Окна» (1916), «Доктор Фауст» (1916-24, не окончена); «Контрапунктическая фантазия» для 2 фп. (1922), фп. концерт (1904), 2-я соната для скрипки с фп. e-moll (1898) и др. Взгляды на музыку Б. изложил в книгах и многочисл. статьях, где он полемизировал с рутинёрами, доказывал правомерность «обработок», требовал преобразования оперы, отстаивал принципы «молодой классичности» (junge Кlassizitat), к-рая, по его мнению, должна господствовать в искусстве в противовес романтич. преувеличениям, экспрессионизму, импрессионизму. Б. оказал влияние не только на своих учеников (по фп. - Г. Н. Беклемишев, Э. Боске, А. Браиловский, П. Грейнджер, М. Задора, Э. Петри, Л. Сирота, Ю. Турчиньский и др.; по композиции - К. Вейль, Д. Митропулос, Н. Набоков, В. Р. Фогель, Ф. Ярнах и др.), но и на мн. музыкантов, художников, писателей и поэтов. С 1949 в Больцано (Италия) ежегодно проводятся Междунар. конкурсы пианистов им. Б.
Соч.: оперы (либр. Б.) - Выбор невесты (Die Brautwahl, по Э. Т. А. Гофману, 1908-10, пост. 1912, Национальный театр, Гамбург), Арлекин, или Окно (Arlecchino о le Finestre, 1914-16, пост. 1917, Муниципальный театр, Цюрих), Турандот (по К. Гоцци, 1917, там же), Доктор Фауст (завершена Ф. Ярнахом, 1925, театр «Королевская опера», Дрезден); для орк. - 4 сюиты (No 1, op. 25, 1888; No 2, op. 34a, 1895, нов. ред. 1903; No 3, op. 41, 1904; No 4, op. 45, изд. 1917), 6 элегий и др.; для инструмента (соло) с орк. - Кonzertstück для фп. (ор. 31а, 1890), концерт для скр. (D-dur, op. 35a, 1899), концерт для фп. (с заключит. мужским хором на сл. А. Г. Эленшлегера, ор. 39, 1904; вариант с финалом без хора - 1906), Индейская фантазия для фп. (ор. 44, 1913), концертино для кларнета (1918); камерно-инстр. ансамбли - 2 квартета (C-dur, op. 19, 1881; d-moll, op. 26, 1889), 2 сонаты для скр. и фп. (C-dur, op. 29, 1890; e-moll, op. 36a, 1898) и др.; для фп. в 2 руки - 6 сонатин (1910-21), Элегии (7 пьес, 1907, изд. 1908), Молодёжи (An die Jugend, 4 пьесы, 1908, изд. 1909), Индейский дневник (Indianisches Tagebuch, 4 этюда, 1915, изд. 1916), Токката (1921, изд. 1922), Фортепианное упражнение (Кlavierübung, 5 тетр., 1918-22; 10 тетр., 1925) и др.; для 2 фп. - Импровизация на тему хорала Баха (1916), Контрапунктическая фантазия (1921, изд. 1922); песни; обработки, в т. ч. для фп. - скр. Чакона, 10 хоральных прелюдий Баха, фантазия Листа на темы оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта, для 2 фп. - увертюра к опере «Волшебная флейта», Фантазия для механич. органа, Концертное дуэтино Моцарта, для фп. с орк. - Испанская рапсодия Листа, и др.; ред. - клавирные произв. Баха (25 тт.), все фп. этюды (3 тт.) и фантазия «Дон-Жуан» Листа. Лит. соч.: Entwurf einer neuen Дsthetik der Tonkunst, B., 1907, доп., 1916, 1954 (рус. пер. - Эскиз новой эстетики муз. искусства, СПБ, 1912); Versuch einer organischen Кlavier-Notenschrift, Lpz., 1910; Von der Einheit der MusikVerstreute Aufzeichnungen, В., 1922 (с нотогр. и библ.), rev. ung erg. - Wesen und Einheit der Musik, В., 1956; Ьber die Möglichkeiten der Oper…, Lpz., 1926; Scritti e pensieri sulla musica. A cura di L. Dallapiccola e G. M. Gatti…, Mil., 1954; О пианистическом мастерстве. Избр. высказывания, в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1, М., 1962. Письма: Briefe an seine Frau, Erenbach - Z. - Lpz., 1935; Fünfundzwanzig Busoni-Briefe, hrsg. von G. Selden-Goth, W. - Lpz. - Z., 1937.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
БУ..

БОРРИС

БОСТОН

БОТКИН

БОЭЦИЙ

БРЁЛКА

БРАВИН

БРАЗИС

БРАНДТ

БРАНЛЬ

БРАУДО

БРАУЭР

БРЕТОН

БРЕХЕР

БРИКСИ

БРОЙЕР

БРУБЕК

БРЫКИН

БРЯЗУЛ

БУГАЕВ

БУНЧУК

БУРАДА

БУРДОН

БУРИАН

БУРЛАК

БУРЛАС

БУСЛЕР

БУТАДА

БУЦКОЙ

БУЮКЛИ

БЫЛИНА

БЫЧКОВ

БЮККЕН

ВАГНЕР

ВАЙМАН

ВАКМАН

ВАЛЕЕВ

ВАЛИХА

ВАЛЬХА

ВАНДОР

Музыкальный словарь ver16