на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БАРБЕР (Barber) Сэмюэл (p. 9 III 1910, Уэст-Честер, Пенсильвания) - американский композитор. В 1924-28 учился у И. А. Венгеровой (фп.), Р. Скалеро (композиция), Ф. Рейнера (дирижирование), Э. де Гогорца (пение) в Муз. институте Кёртис в Филадельфии, где позднее преподавал инструментовку и хор. дирижирование (1939-42). Нек-рое время выступал как певец (баритон) и дирижёр собств. произв. в городах Европы, вт. ч. на фестивалях (Херефорд, 1946). Б. - автор многочисл. произв. разл. жанров. В его ранних фп. соч. проявляется воздействие романтиков и С. В. Рахманинова, в оркестровых - Р. Штрауса. Позднее воспринял элементы новаторского стиля молодого Б. Бартока, раннего И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева. Зрелый стиль Б. характеризуется сочетанием романтич. тенденций с чертами неоклассицизма. Лучшие произведения Б. отличаются мастерством формы и богатством фактуры; оркестровые произведения - блестящей техникой инструментовки (исполнялись А. Тосканини, А. Кусевицким и др. крупнейшими дирижёрами), фортепианные - пианистичностью изложения, вокальные - непосредственностью образного воплощения, выразительностью распева и музыкальной декламации. Среди ранних сочинений Б. наиболее значительны: 1-я симфония, Adagio для струн. оркестра (перелож. 2-й ч. 1-го струн. квартета), соната для фп., концерт для скрипки с оркестром. Популярностью пользуется лирико-драматич. опера на традиц. любовный сюжет «Ванесса» (одна из немногих амер. опер, пост. в «Метрополитен-опера», Нью-Йорк, 1958). Музыка её отмечена психологизмом, мелодичностью, обнаруживает известную близость к творчеству «веристов», с одной стороны, и поздним операм Р. Штрауса - с другой.
Соч.: оперы - Ванесса (1958) и Антоний и Клеопатра (1966), камерная опера Партия в бридж (A Hand of bridge, Сполето, 1959); балеты - Змеиное сердце (The serpent heart, 1946, 2-я ред. 1947; на его основе - орк. сюита Медея, 1947), Синяя роза (A blue rose, 1957, не пост.); для голоса с орк. - Прощание Андромахи (Andromache's farewell, 1962), Любовники (The lovers, по П. Неруде, 1971); для орк. - 2 симфонии (1-я, 1936, 2-я ред. - 1943; 2-я, 1944, новая ред. - 1947), увертюра к пьесе «Школа злословия» Р. Шеридана (1932), Праздничная токката (Toccata festiva, 1960), Поблекшая фотография давней сцены (Fadograph from a yestern scene, пo Дж. Джойсу, 1971), концерты с орк. - для фп. (1962), для скр. (1939), 2 для влч. (1946, 1960), балетная сюита Сувениры (Souvenirs, 1953); камерн. соч. - Кэприкорнский концерт для флейты, гобоя и трубы со струн. орк. (1944), 2 струн. квартета (1936, 1948), Летняя музыка (Summer music, для квинтета дерев. духовых), сонаты (за сонату для влч. и фп., а также Музыку к сцене из Шелли - Music for a scene from Shelley, 1933, амер. Рим. пр. 1935); хоры, циклы песен на сл. Дж. Джойса и Р. Рильке, кантата Молитвы Киеркегаарда (Prayers of Кjerkegaard, 1954).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь