на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БАРТОК (Bartok) Бела (25 III 1881, Надьсентмиклош, ныне Сынниколаул-Маре, Румыния - 26 IX 1945, Нью-Йорк) - венгерский композитор, пианист, музыковед-фольклорист и педагог. Родился в семье директора сельскохозяйств. школы и нар. учительницы. С раннего детства учился игре на фп. под рук. матери, затем у Ф. Керша и Л. Эркеля; в 1899-1903 - в Академии им. Листа в Будапеште у И. Томана (фп.) и Я. Кёслера (теория композиции). В период творч. становления Б. испытал влияние Ф. Листа, позднее - Р. Штрауса и К. Дебюсси. Большинство ранних произв. (романсы, камерные и фп. пьесы, симфония) не было опубликовано при жизни Б. и не вопию в осн. список его сочинений; среди них наибольший успех имела программная симф. поэма «Кошут», навеянная идеями венг. революции 1848 и пронизанная интонациями и ритмами вербункоша. В 1906 вместе со своим другом и соучеником З. Кодаем Б. начал интенсивно собирать и изучать старинный крестьянский (венг., рум. и словацкий) муз. фольклор. Систематич. экспедиции с фонографом по глухим венг., рум. и трансильванским селениям обогатили Б. живыми впечатлениями от нар. муз. искусства. Важное значение для творч. развития Б. имело открытие др.-венг. пентатоники, резко отличавшейся от привычного лада цыгано-венг. мелодий, широко бытовавших в городской и мелкопоместной среде. В этот период (1906-19) напряжённых поисков собств. муз. стиля Б. пытался сочетать архаич. элементы крестьянского фольклора (гл. обр. венг. и румынского) с остро-динамичными средствами совр. гармонии, полифонии, инстр. фактуры. Творческие поиски Б. особенно ярко проявились в его фп. пьесах «Багатели», «Бурлески», «Allegro barbaro», сюита op. 14, Импровизации, op. 20 (1908-20), в первых двух струн. квартетах (1908, 1915-17), в произв. для муз. театра. Новаторская направленность творчества Б., его непримиримость к рутине, академич. застою, прогрессивная трактовка идеи народности были во многом близки демократич. тенденциям венг. литературы и искусства нач. 20 в. (поэзия Э. Ади, проза Ж. Морица, живопись «Группы восьми», лит. журналы «Nyugat» и «Ma»). Смелые искания Б. встречали сильное противодействие консервативной критики, в результате чего его опера «Замок герцога Синяя Борода» (1911) и ряд симф. и камерных опусов были исполнены лишь спустя неск. лет после их создания. Широкое обществ. признание пришло к Б., когда будапештский Нац. театр по инициативе дирижёра Э. Танго впервые пост. его балет «Деревянный принц» (1917) и оперу «Замок герцога Синяя Борода» (1918). Однако одно из наиболее смелых по муз. языку сочинений тех лет - балет-пантомима «Чудесный мандарин» (либр. М. Лендьела. 1919) было отвергнуто и пост. на венг. сцене лишь после смерти автора. «Чудесный мандарин» - одна из наиболее впечатляющих партитур Б.; полуфантастич. сюжет, рисующий преступный мир совр. большого города, воплощён предельно напряжёнными муз.-выразит. средствами, граничащими с экспрессионизмом. Иной колорит, сочетающий венг. танц. элементы с насмешливо-кукольной гротескностью, представлен в сказочном балете «Деревянный принц». В годы 1-й мировой войны 1914-18 Б. занял антивоен. позицию. В период Венг. сов. республики (1919) он вместе с З. Кодаем возглавил демократич. преобразование муз. жизни страны, за что в годы хортистского режима подвергся репрессиям. После 1919-20 творч. биография Б. характеризуется интенсивными поисками новых средств муз. выразительности, усилением контактов с наиболее радикальными кругами европ. модернизма. Не порывая связей с нар.-песенными истоками, он сочетает развитие фольклорных элементов с творч. освоением опыта И. Ф. Стравинского, отчасти А. Шёнберга (две скрипичные сонаты, 3-й, 4-й квартеты, ряд фп. пьес). В некоторых произв. Б. 1920-х гг. нашли отражение тенденции, характерные для европ. музыки тех лет: гипертрофированный динамизм, склонность к жёстким, ударно-шумовым звучностям и рафинированный интеллектуализм, нередко выраженный в сложных формах линеарной полифонии. 1920-30-е гг. - период расцвета конц. деятельности Б.-пианиста: он систематически гастролирует в крупнейших муз. центрах Европы и США. В 1929 состоялись его гастроли в СССР (Москва, Ленинград, Харьков, Одесса). В этот период Б. усиленно занимается науч. работой в области муз. фольклористики, сочетая её с исполнительской, композиторской и педагогич. деятельностью (в 1907-34 Б. - профессор по классу фп. Академии музыки им. Листа). В 1934 он оставляет профессуру и посв. себя исследовательской работе в области муз. фольклористики и этнографии в венг. Академии наук. С нач. 1930-х гг. в творчестве Б. намечается стремление к большей простоте, классичности муз. стиля, тематич. и ладовой ясности, что привело к отказу от некоторых экспериментальных крайностей. Эти новые искания совпали с обществ.-политич. активизацией композитора, резко осудившего фашистскую реакцию и угрозу войны. В 1931 Б. участвовал в Междунар. конгрессе защиты культуры; в знак протеста против фашистской реакции запрещал исполнение своих сочинений по нем. и итал. радио. Новые стилистич. поиски Б. проявились в кантате «Девять волшебных оленей» («Cantata profana», 1930) и 2-м концерте для фп. (1931). В конце 1930-х гг. и особенно в годы 2-й мировой войны 1939-45 Б. создаёт наиболее значительные свои произв., своеобразно выражающие идеи гуманизма и междунар. братства. В «Музыке для струнных, ударных и челесты» (к 10-летию Базельского оркестра, 1936), сонате для 2 фп. и ударных (1937), 2-м скр. концерте (1938), трио «Контрасты» для кларнета, скрипки и фп. (по заказу Б. Гудмена, 1938), Дивертисменте для струнного оркестра (1939) яркий нац. тематизм, почерпнутый в венг. фольклоре (и шире - народов Юго-Вост. Европы), сочетается с эмоциональной и динамич. напряжённостью музыки, в которой чутко отражена грозовая атмосфера предвоенных лет. Тяготение Б. к демократизации муз. искусства, к сближению с широкой аудиторией выразилось в создании ряда произв. для учащейся молодёжи (фп. цикл «Микрокосмос», окончен в 1937, 44 скр. дуэта, 1931), для хор. самодеятельности (кантата «Из прошлого», 1935, обр. венг. песен). В начале 2-й мировой войны Б. эмигрирует в США (1940). Несмотря на болезнь, нужду и равнодушие со стороны амер. муз. кругов, он создаёт неск. выдающихся сочинений, в т. ч. 5-частный Концерт для оркестра (1943), написанный по заказу дирижёра С. А. Кусевицкого, и широко известный 3-й фп. концерт. Умер Б. в нужде, в одной из казённых нью-йоркских больниц. Центр. место в обширном наследии Б. занимают инстр. произв.: пьесы для фп., 6 струн. квартетов, сонаты и рапсодии для скрипки; концерты для фп. (3), для скрипки (2), многочастные сочинения для оркестра. Бела Барток. Первая страница рукописи «Секейские песни». Более эпизодическими были его обращения к муз.-сценич. и вок. жанрам. Значительно научно-фольклорное наследие Б. (ок. 11 000 записей нар. песен, ряд ценнейших исследований венг., рум., словацкого, сербскохорватского, араб. фольклора). Деятельность Б. способствовала смелому обновлению образного и интонац. строя совр. музыки посредством ярко новаторского претворения муз. фольклора. Он сознательно противопоставлял эстетич. совершенство старинного крестьянского фольклора духовному обнищанию бурж. урбанистич. культуры. Дни, проведённые в деревне, среди крестьян, Б. считал счастливейшими днями своей жизни. Простые крестьяне, хранящие древние образцы нац. искусства, были для него подлинными и достойными носителями истинных этич. идеалов. Воспевание деревенской жизни, близкой к природе, осуждение аморальной «цивилизации» составляют внутр. смысл наиболее значит. его опусов - от непрограммных инстр. сочинений до песен и кантат. Во мн. произв. Б. использует подлинные фольклорные темы, применяя разл. методы их гармонизации: от бережной, прозрачно красочной обработки до резко динамизированных, сгущённо диссонантных комплексов. Лучшие пьесы Б., осн. на фольклорном материале, широко используются в репертуаре совр. исполнителей («Румынские танцы», 1915, две рапсодии для скрипки, 1928, «Танцевальная сюита» для оркестра, 1923, и др.). Старинные крестьянские песни служили Б. не только образном высшей мудрости и красоты, но и источником обновления современного муз. языка. Своеобразие древних ладов, по словам композитора, подсказало ему путь к «полной эмансипации от существовавшего до сих пор исключительного господства мажоро-минорной системы». Опыт нар. музицирования, тщательно изученный им в фольклорных экспедициях, нашёл своё отражение в своеобразных ладовых, ритмич., тембровых особенностях его собств. стиля. Для творчества Б. характерна резкая активизация метроритма, порой выступающего на первое место в системе его муз.-выразит. средств; отсюда тяготение к нерегулярной метрике, к частой смене разл. размеров, применение несимметричной группировки мотивов внутри такта («болгарские ритмы»), резкое смещение акцентов на слабые части тактов, своеобразное ритмич. варьирование, элементы полиритмии. С фольклорными истоками преим. связана интонационная сфера музыки В.: широкое использование пентатонных построений и квартовых интонаций, обращение к старинным диатоническим ладам. Б. смело обновлял ладо-гармонич. строй музыки, раздвинув рамки совр. тональной системы за счёт политональных, полиладовых эффектов и широкого применения средств линеарной полифонии. Неизменный интерес к темброво-колористич. природе музыки проявлялся в частом обращении Б. к ударно-шумовым и декоративно-изобразит. звучностям (изображения причудливой «музыки ночи» в медленных частях его инстр. циклов). Отсюда особый интерес Б. к выразит. возможностям удар. инструментов или к разл. приёмам имитации ударных у фп. и струнных. Сохраняя интерес к традиц. крупным формам инстр. музыки, Б. полностью отказывается от статики, механич. повторов: он развивает принцип монотематизма, унаследованный от Ф. Листа, культивирует симметрич. форму «арки» с применением сложно варьированных репризных возвращений. Лучшие творения Б. захватывают стихийностью ритмов, буйной красочностью, остротой драматич. контрастов и лапидарной чёткостью тематизма. Для них типично резкое противопоставление образам беснующегося варварства и жутких ночных видений светлой и здоровой стихии нар. искусства. Творчество Б. оказало огромное воздействие на формирование венг. музыки нового направления в 1930-1950-х гг., а также на развитие молодых нац. композиторских школ в странах Вост. и Юго-Вост. Европы. Начиная со 2-й пол. 1950-х гг. музыка Б. широко исполняется ведущими сов. музыкантами (С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Т. П. Николаева, Г. H. Рождественский, К. П. Кондрашин и др.). В 1955 Всемирный Совет Мира посмертно удостоил Б. Междунар. пр. Мира, отметив, что его музыка содействует укреплению дружбы и взаимопонимания между народами. Основные даты жизни и деятельности 1881. - Родился 25 марта в г. Надьсентмиклош (ныне г. Сынниколаул-Маре, СРР). 1886. - Начал учиться игре на фп. у матери, П. Войт-Барток. 1888. - Смерть отца. 1889. - Семья Б. переезжает в г. Надьсёлёш (ныне г. Виноградов Укр. ССР). 1890. - Начало учения в гимназии в г. Надьварад. - Уроки фп. игры и композиции у Ф. Керша. - Создание первых фп. пьес (вальс, мазурка и др.). 1892. - 1 V. Первое выступление в публичном концерте в г. Надьсёлёш. - Переезд семьи в г. Пожонь (ныне Братислава). - Занятия музыкой с Л. Эркелем. 1893. - Семья временно поселяется в г. Бистрица (Румыния). 1894. - Возвращение в Пожонь, где Б. в течение 1894-99 учится в гимназии. - Участие в гимназич. концертах. 1897. - Создание первых произв. - сонаты, скерцо и др. пьесы для фп. 1898. - Поездка в Вену в связи с предполагавшимся поступлением в Венскую консерваторию. 1899. - Поступление в Академию музыки им. Листа (Будапешт). 1900. - Выступления в качестве пианиста на вечерах Академии музыки. 1902. - Первый самостоят. клавирабенд в Будапеште. - Увлечение симф. поэмами Р. Штрауса. - Начало дружбы с З. Кодаем. 1903. - Концертные поездки в Вену и Берлин по окончании Академии музыки. 1904. - Премьера симф. поэмы «Кошут» в Будапеште, Манчестере. - Первая запись нар. песни. 1905. - Выступление на Междунар. конкурсе пианистов им. А. Г. Рубинштейна в Париже. - Начало систематич. работы по изучению нар. песен. 1906. - Конц. поездка со скрипачом Ф. Вечеем (Испания и Португалия). - Фольклорные экспедиции по собиранию венг. и словацких песен. - Издание сб. обр. «20 венгерских народных песен» (совм. с З. Кодаем). 1907. - Начало педагогич. деятельности: преподавание фп. игры в Академии музыки им. Листа. - Поездка в Трансильванию для собирания секейских нар. песен. Создание на их основе «3 песен из комитата Чик» (для фп.). 1908. - Первые выступления в прессе с науч. исследованиями по фольклору. - Конц. поездки в Швейцарию и Францию. 1909. - Начало разлада с консервативной критикой (в связи с плохо принятой 2-й орк. сюитой в Будапеште и Берлине). - Изучение рум. фольклора. - Поездка в Париж. 1910. - Авторские вечера Б. и Кодая с участием квартета Вальдбауэра-Керпей. - Издание фп. пьес фирмой Рожавёльдьи. - Авторские концерты в Париже и Цюрихе. 1911. - Организация Нового венгерского муз. общества (UMZE). 1912. - Ликвидация UMZE, вызванная равнодушием публики и критики. - Отказ Б. от концертной и композиторской деятельности. - Сочинение оперы «Замок герцога Синяя Борода». 1913. - Фольклорная экспедиция в Алжир. - Публикация исследования «Румынские песни из комитата Бихар». 1914. - Поездка в Париж, где Б. ведёт переговоры об изд. своих алжирских записей. 1915. - Собирание словацкого фольклора в р-не Зойом. - Выступление на антивоен. утреннике, приуроченном к открытию выставки художника Й. Рипль-Ронаи. - Возобновление композиторской деятельности: серия пьес на рум. нар. темы (сонатина для фп., Румынские колядки и Румынские танцы для фп., песни и хоры). 1916. - Возвращение к муз. театру при содействии дирижёра Э. Танго. Завершение балета «Деревянный принц». 1917. - Сближение с антивоен. лит. кругами (журнал «Ma»). - Премьера «Деревянного принца» в Нац. театре. 1918. - Премьера оперы «Замок Синей Бороды» в Нац. театре в Будапеште. 1919. - Участие в муз. Директории (совм. с Кодаем) в дни Венг. коммуны. - Возобновление конц. деятельности. - Работа над балетом «Чудесный мандарин» (клавир). 1920. - Травля Б. венг. шовинистич. газетами. - Протест против увольнения Кодая из числа профессоров Академии музыки. - Конц. выступления в Берлине. 1921. - Выпуск к сорокалетию со дня рождения Б. спец. номера венского журн. «Anbruch». - Работа совм. с Кодаем над исследованием трансильванских песен. - Подготовка к печати кн. «Венгерская народная песня». 1922. - Успешные пианистич. выступления в Англии, Франции, Голландии, Румынии. - Участие в фестивале Междунар общества совр. музыки. 1923. - Концертные турне с исполнением 2-й скр. сонаты (солистка Е. д'Араньи). - Выход в свет в Мюнхене сб «Народная музыка румын из Марамуреша». - Премьера «Танцевальной сюиты» для оркестра (на торжествах к 50-летию объединения Буды и Пешта). 1924. - Резкие выпады против Б. со стороны венг. реакции за его выступления в Румынии. 1925. - Конц. выступления в Италии. - Успешное исп. «Танцевальной сюиты» на фестивале Междунар общества совр. музыки. - Отказ. в пост. «Чудесного мандарина» в Нац. театре (Будапешт). 1926. - Большое конц. турне по странам Зап Европы. - Исп. за рубежом «Деревянного принца» (Цюрих), 2-го квартета (Лондон), «Танцевальной сюиты» (в 17 европ городах). - Новая активизация композит деятельности после трехлетнего перерыва (создание мн. фп. произв.). - Снятие с репертуара «Чудесного мандарина» в Кёльне (по указанию бургомистра К. Аденауэра). 1927. - Успех 1-го фп. концерта на фестивале во Франкфурте-на-Майне. - Сочинение 3-го струн. квартета на конкурс Филадельфийского муз. общества. 1928. - Двухмесячная гастрольная поездка по США. - Участие в Междунар конгрессе по изучению нар музыки (Прага). 1929. - Конц турне по СССР. - Выступления в Швейцарии, Италии, Дании. - Начало сотрудничества с Базельским камерным оркестром P. Захера - Возвращение к работе над обр нар. песен (20 венг. песен для голоса и фп.). 1930. - Создание кантаты «Девять волшебных оленей» («Cantata profana»). 1931. - Участие в Междунар. конгрессе защиты культуры (Женева), выступление в защиту А. Тосканини. 1932. - Участие в Междунар. конгрессе по изучению араб. нар. музыки (Каир). 1933. - Успешные авторские исполнения 2-го фп. концерта (Франкфурт Амстердам, Лондон, Вена, Стокгольм, Цюрих и др.) - Возвращение к работе над произв. на венг. нар. темы. 1934. - Прекращение педагогич. деятельности в Академии музыки. - Начало научно-исследоват. работы по муз. фольклористике в Венг. Академии наук. - Премьера «Cantata profana» в Лондоне. - Публикация брошюры «Венгерская музыка и музыка соседних народов». 1935. - Возобновление пост. «Деревянного принца» в Будапеште. - Выход в свет кн. «Мелодии румынских колядок» (Вена). - Хор. сочинения для певч. самодеятельности. 1936. - Доклад в Венг. Академии наук о традициях P. Листа. - Выход в свет брошюры «Зачем и как собирать народные песни». - Экспедиция в Турцию (р-н Анатолии) для записи нар. песен. 1937. - Б. запрещает передавать свои произв. по радио в странах фашистского режима (Италия и Германия). - Новые выпады против Б. со стороны рум. и венг. шовинистов. 1938. - Разрыв с издательством «Universal Edition» после захвата Австрии нацистами. 1939. - Премьера 2-го концерта для скрипки в Амстердаме. - Работа над партитурами Дивертисмента для струн. оркестра, 6-го струнного квартета (Швейцария). 1940. - Конц. поездка в США. - Переговоры о переезде в Нью-Йорк. - Последний концерт в Будапеште. - Завещание Б. (запрещение именовать его именем улицы и площади Будапешта, пока существуют площади им. Гитлера и Муссолини). - Эмиграция в США. - Присуждение звания почетного профессора Колумбийского университета (Нью-Йорк). 1941. - Конц. турне по США. - Временная работа в Колумбийском университете по изучению сербскохорватских песен. - Прекращение конц. выступлений. - Нужда. - Длительный перерыв в композиторской деятельности. 1942. - Начало тяжелой болезни. - Увольнение из Колумбийского университета. 1943. - Последнее публичное выступление в концерте. - Заказ от С. Кусевицкого на симф. произв. - Лечение в Саранак-Лейке и Ашвилле. - Встречи с И. Менухиным в связи с работой над сонатой для скрипки соло по его заказу. 1944. - Успешная премьера Концерта для оркестра. Получение заказа от У. Примроза на Концерт для альта. 1945. - Обострение болезни, препятствующее возвращению в освобожденную Венгрию. - Лечение в Саранак-Лейке. - Работа над последними произв. - 3-м фп. концертом и Концертом для альта. 26 IX. Смерть Б.
Соч.: опера - Замок герцога Синяя Борода (одноактная, 1911, 1918, Будапешт); балеты - Деревянный принц (1914-16, 1917, Будапешт), балет-пантомима Чудесный мандарин (1918-19, 1926, Кёльн); кантата Девять волшебных оленей (Cantata profana - Светская кантата, для тенора, баритона, двойного хора и симф. орк., 1930); для орк. - симфония (1902), симф. поэма Кошут (1903), Два портрета (ор. 5, 1907-08), 2 сюиты (op. 3 и 4, 1905, 1905-07), скерцо (1902), 4 пьесы (1912, оркестрованы в 1921), Две картины (1910), Танцевальная сюита (1923), Венг. крестьянские песни, Музыка для струнных, ударных и челесты (1936), Дивертисмент для струн. орк. (1939); концерты - для орк. (1943), для разл. инстр. с орк. - для фп. (1926, 1930-31, 1945), 2 для скр. (1908, 1938), для альта (1945, завершён Т. Шерли по эскизам Б.), рапсодия для фп. с орк. (1904), скерцо для фп. с орк. (1904); камерн. соч. - ансамбли: фп. квартет (1898), фп. квинтет (1904), 6 струн. квартетов (1908, 1915-17, 1927, 1928, 1934, 1939), Контрасты для скр., кларнета и фп. (1938), соната для 2 фп. и ударных (1937, перераб. для фп. с орк., 1940), для скр. и фп. - 2 рапсодии (1928, перераб. для скр. с орк.), 3 сонаты (1903, 1921, 1922), соната для скр. соло (1943-44), 44 дуэта для 2 скр. (1931); для фп. - сюита (1916), соната (1926), сонатина (1915), соната для 2 фп. и ударных(1937), циклы На просторе (5 пьес, 1926), пьесы, в т. ч. циклы рум. танцев - 2 рум. танца (1910) и 6 рум. танцев (1915), Рум. колядки (20 пьес, 1915), 15 Венг. крестьянских песен (1914-17); Allegro barbaro (Варварское аллегро, 1911), 14 Багателей (1908), 10 лёгких пьес (1908), 2 элегии (1908-09), 7 эскизов (1908-10), 3 Бурлески (1908-10), 4 Траурные песни (1910), 3 этюда (1918, ор. 18), 8 Импровизаций на темы венг. крестьянских песен (1920), 9 маленьких пьес (1926), 3 рондо (1916-27), Детям (4 тетр. - 85 пьес, 1908-09), Микрокосмос (153 пьесы, 1926-37); для голоса с фп. - циклы песен: 4 песни (1903), 5 песен (Маленькому словаку, 1905), Деревенские сцены (1924), обработки нар. песен для голоса с фп. - 20 венг. (с Кодаем, 1906), 8 венг. (1907-17), 20 венг. (4 тетр., 1929), 5 песен для голоса с фп. или женского хора и камерн. орк. (1924); для хора - Песни любви для 2-гол. хора и фп. (1900), Вечер (1903), 4 старых венг. нар. песни для хора a cappella (1912), 5 словацких нар. песен для хора и фп. (1914), для муж. хора - словацкие нар. песни a cappella (1917), 6 трансильванских песен (1932), Секейские песни (1932), 4 венг. нар. песни (1930), кантата Из прошлого (1935), 27 двух- и трёхгол. хоров для детского (8 тетрадей) или женского хора a cappella (1935) и др. Лит. соч.: Фольклорные труды - Зачем и как собирать народную музыку, пер. с венг., М., 1959; Cantece popolare Romanesti, din comitatul Bihor (Ungaria), Buc., 1913; Erdelyi Magyarsag Nepdalok, Bdpst, [1923?]; Die Volksmusik der Rumänen von Maramures, Münch., 1923; A Magyar nepdal, Bdpst, 1924; в нем. пер. - Das ungarische Volkslied, В., 1925; в англ. пер. - L., 1931; Nepzenenk йs a szomszed nepzenje, Bdpst, 1934; Die Volksmusik der Magyaren und der benachbarten Völker, В., 1935; в рус. пер. - Народная музыка Венгрии и соседних народов со вступит. статьёй И. В. Нестьева, М., 1966; Die Melodien der rumänischen Colinde (Weinachtslieder), W., 1935; Serbo-Croatian folksongs, N. Y., 1951 (совм. с В. Abert); Corpus musicae popularis Hungaricae, hrsg. von B. Bartok und Z. Кodaly für den Druck bearb. von G. Кerenyi, Bdpst, 1951-66; Der Musikdialekt der Rumänen von Hunyad. Die Volksmusik der Araben von Biskra und Umgebung, «ZfMw», 1919-20; Das Problem der neuen Musik, «Melos», 1920, I; Liszts Musik und das Publikum unserer Zeit, 1911, neu veröff., «Das Musikleben», 1951, IV; Neue Ergebnisse der Volksliedforschung in Ungarn, в сб.: Musikblätter des Anbruch, XIV, W., 1932, S. 37-42. Письма: Bartok Bela lvelai, köt. 1-3, цssz. Demeny Janos, Bdpst, 1948-55; Ujfalussy J. (цssz.), Bartok Belabreviarium, Bdpst, 1958; в рус. пер. - Письма к P. Колессе, «СМ», 1961, No 1; Eigene Schriften und Erinnerungen der Freunde, hrsg. von W. Reich, Basel - Stuttg., 1958.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
БА..

АШРАФИ

АЮШЕЕВ

БАБАЕВ

БАЕТОВ

БАЗЕЛЬ

БАЛАФО

БАЛЛАР

БАМБРИ

БАНДЖО

БАНДУР

БАНТОК

БАНЬГУ

БАНЬХУ

БАРБАЯ

БАРБЕР

БАРБЬЕ

БАРВИК

БАРДОШ

БАРМАС

БАРЦАЛ

БАРШАЙ

БАСКИН

БАСНЕР

БАСОЛЯ

БАТОРИ

БАТУЕВ

БАФАТИ

БАШМЕТ

БЕЙКЕР

БЕЙНУМ

БЕККЕР

БЕЛЯЕВ

БЕМОЛЬ

БЕНДЛЬ

БЕННЕТ

БЕНТОЮ

БЕНШУА

БЕРГЕР

БЕРЕНС

Музыкальный словарь ver16