на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БАХ (Bach) Вильгельм Фридеман (22 XI 1710, Веймар - 1 VII 1784, Берлин) - немецкий композитор и органист. Старший сын и ученик И. С. Баха («халльский», или «галльский», Б.). И. С. Бах написал для него в процессе обучения ряд произв., в т. ч. «Клавирную книжечку» («Кlavierbüchlein»). В 1726-27 брал уроки игры на скрипке у И. Г. Грауна в Мерзебурге. Тогда же создал клавирный концерт a-moll. В 1729 стал студентом юридич. ф-та Лейпцигского университета. В 1733-46 работал органистом Зофиенкирхе в Дрездене, был связан с композитором И. А. Хассе, скрипачом И. Г. Пизенделем, лютнистом Л. С. Вайсом. В эти годы создал концерты для клавира (D-dur, F-dur), большую часть симфоний и клавирных сонат. В 1746 переехал в Галле, став органистом в одной из церквей и городским директором музыки. В 1764 отказался от этих должностей и до конца жизни жил только случайными заработками, изредка давал концерты. С 1770 жил в Брауншвейге, с 1774 - в Берлине. Творчество Б. родственно по духу направлению «бури и натиска» в литературе. Его произв. отличаются страстностью, необузданностью чувств. Из-за неуравновешенности характера и беспорядочного образа жизни Б. не реализовал полностью свои творческие возможности. Наиболее значительны его клавирные и камерно-инстр. произв. Современники ценили Б. прежде всего как импровизатора. Среди произв. Б.: опера «Лаузус и Лидия», Немецкая месса (неоконч.), 21 кантата, 9 симфоний, 5 концертов для клавира, концерт для 2 клавиров и оркестра, 5 трио для 2 скр. (флейт) и генерал-баса, 3 сонаты для флейты и генерал-баса, дуэты для 2 флейт, 2 альтов, хоральные прелюдии, фуги, каноны для органа, фантазии, фуги, сонаты, полонезы для клавира.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь