на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЦИККЕР (Cikker) Ян (р. 29 VII 1911, Банска-Бистрица, Словакия) - словенский композитор и педагог. Нар. арт. ЧССР (1966). Учился у М. Кмоничковой (фп.), В. Габлера, P. Крига и Р. Орсага (муз.-теоретич. предметы) в Банска-Бистрице, затем у Я. Кршички (композиция), Б. А. Видермана (орган), П. Дедечека (дирижирование) в Пражской консерватории (1930-1935); совершенствовался в композиции у В. Новака в Школе мастерства при Пражской консерватории (1935-36), в дирижировании - у Ф. Вейнгартнера в Академии муз. и сценич. искусства в Вене (1936-37). С 1939 живет в Братиславе (в 1944, во время Слов. нац. восстания, заведовал муз. отделом Мин-ва культуры и образования, созданного повстанч. правительством в Банска-Бистрице). Преподавал в Братиславскои консерватории, руководил репертуарной частью оперной труппы Слов. нац. театра (1945-48; участвовал в пост. опер Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского н др. русский композиторов), с 1951 профессор по классу композиции в Высшей школе изящных искусств; среди учеников - И. Зельенка, М. Базлик, И. Парик. С 1949 активно сотрудничал в союзах чехосл. и слов. композиторов; зам. пред. слов. Союза по охране авторских прав, с 1975 пред. Чехосл. муз. совета при ЮНЕСКО. Ц. - один из ведущих композиторов ЧССР и один из основателей совр. слов. композиторской школы. Уже в ранних его произв. (пьесы для фп.) ощутимо влияние нар. песенности («Песня жнецов», «Альпийские колокольчики», «Словацкий танец»). Первое зрелое соч. молодого Ц. - сонатина No 1 (1933; с подзаголовком «Горы мои, горы прекрасные»). Камерно-инстр. и симф. соч. Ц. (преобладали в нач. 30-х гг.) - субъективно-лирич. характера. Лучшее орк. произв. 30-х гг. - «Весенняя симфония»; ее отличают контрасты драм. экспрессивности и медитативной лирики, богатство тембровой палитры, мастерство композиторской техники, проявляющейся, напр., в искусном применении вариационного метода, и др. особенности, типичные для творчества Ц. в целом. Позднее, особенно в произв., созданных в годы 2-й мировой войны 1939-45, ведущими стали общественно значимые темы и образы (антивоен. кантата «Cantus filiorum» - «Песнь сынов»; симф. поэмы). В 50-е гг. Ц. обратился к оперному жанру; его оперы, посвященные гл. обр. нравственно-этич. проблемам, отличаются острой динамикой муз.-сценич. действия, правдивостью интонационно-психологич. характеристик персонажей, драматургич. и композиц. стройностью, выразительностью оркестровки. Испытав влияние творчества Н. А. Римского-Корсакова, К. Дебюсси, Р. Штрауса, В. Новака и Й. Сука в области гармонии и оркестровки, Ц. в зрелый период творчества создал свой индивидуальный стиль; для него характерны органичное сочетание специфич. особенностей нар. нац. муз. мышления (лад, гармония и метроритмич. структура) и совр. зап.-европ. композиторской техники (расширенная тональность, темброво-сонорная трактовка гармонии и др.). Пр. им. К. Готвальда (1955, 1963), И. Г. Гердера (1966), Я. Л. Беллы (1967).
Соч.: оперы - Юро Яношик (1954, 2-я ред 1956, Братислава), Бег Баязид (Beg Bajazid, 1957, Братислава), Воскресение (Vzkrieseme, по Л. H. Толстому, 1962, Прага), Мистер Скрудж (Тени - Tiene, по одной из «Рождественских повестей» Диккенса, 1963, Кассель и Братислава), Игра любви и смерти (Нrа о laske a smrti, по R Роллану, 1969, Мюнхен), Кориолан (по У. Шекспиру, 1974, Прага); для солистов, хора и орк. - кантаты Cantus filiorum (1940), Здравица (1949); для хора и орк. - Рождественская и Пасхальная кантаты (Vianocnб a vel'konocnб kantaty, 1930 и 1931), Рождественские коляды (Vianocnй koledy) для муж., жен. и смеш. хоров в сопр. 4 дух. инструментов (1940), Марш повстанцев (Pochod povstal'cov, без слов, 1944; с текстом, 1953); для орк. - 3 симфонии (1930; Весенняя - Jarnб symfonia, 1937, «1945», 1974), симф поэмы - Эпитафия (1931), цикл О жизни [О zvote: 1-я ч. - Лето (Leto), 1941; 2-я ч. - Солдат и мать, или Битва (Vojak a matka, или Boj), 1943; 3-я ч. - Утро (Rano), 1946], симф. картина Эпитафия (Над старым окопом - Nad starym zakopem, 1973), Словацкая сюита (Slovenska suita, 1943), балетная музыка Идиллия (Selanka, 1944), Драматическая фантазия (Dramatickб fantazia, 1957), Размышления на тему Г. Шюца (Meditacia na temu H. Schütza, 1964), орк. эскиз к драме (1964), Памяти Бетховена (Hommage а Beethoven, 1970), Вариации на тему слов. нар. песни (1971); концертино для фп. с орк. (1942); Воспоминания (Spomienky) для 5 дух. инструментов и струн. орк. (1947); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1928, 2-й и 3-й - 1935), скерцо для струн. квартета (1940), 2 фуги для дух. инструментов (1934), скерцино для 5 дух. инструментов (1934); Колыбельные песни для альта и камерного орк. (1974); для фп.- 4 сонаты (1927-75), сонатина (1933), вариации (1936), 2 пьесы - В уединении (V samote, 1940), пьесы Татранские ручьи (Tatranskй potoky, 1954), Что мне рассказали дети (Cо mi deti rozpravali, 15 фп. «акварелей», 1958), Вариации на тему слов. нар. песни (1974); песни для голоса с фп. - Лунный цветок (Mesicnн kvet, 1936) и цикл из 3 песен О мамочке (О mamicke, 1940); музыка к спектаклям драм. театра и кинофильмам; обр. нар. песен.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь