на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЦЮРИХ (Zürich) - адм. центр кантона Цюрих, крупнейший пром. и культурный город Швейцарии, один из гл. муз. центров страны. 390 тыс. жит. (1976). Муз. жизнь Ц., как и гос-ва в целом, складывалась в результате взаимодействия нац. культур, восходящих к древним традициям разл. племён, населявших территорию совр. Ц. Зарождение проф. музыки в Ц. (в качестве города впервые упоминается в 929) связано с церк. муз. культурой, проникавшей с 13 в. из Санкт-Галленского монастыря - крупнейшего муз. центра ср.-век. Европы. В нём работали выдающиеся муз. учёные, теоретики и композиторы. С развитием гор. культуры формировалось и светское проф. муз. искусство. Его носителями были франц. трубадуры (12 в.) и нем. миннезингеры (13-14 вв.). В своих воспоминаниях нем. путешественник 14 в. отмечал, что у швейцарцев принято 4-гол. пение по франц. образцу. Уроженцем Ц. был один из крупнейших европ. композиторов 1-й пол. 16 в. Л. Зенфль (его творчество связано с Мюнхеном). В 16 в., как и в др. швейц. городах, в Ц. начала развиваться инстр. музыка. Первыми музыкантами были гор. башенные трубачи, подававшие сигналы времени, тревоги и др., а также исполнители на др. дух. инструментах и барабанщики - участники торжеств. процессий. Тогда же возникло муз.-театр. искусство. У. Цвингли и др. ставили мистерии и светские пьесы (в т. ч. о Вильгельме Телле) с музыкой. В период Реформации инстр. музыка была запрещена, в т. ч. игра на органе при богослужении (до 19 в.); в церкви разрешалось лишь пение псалмов. Интенсивно развивалось домашнее любительское музицирование. В 17 в. в Ц. возникло первое в Швейцарии муз. объединение - Коллегиум музикум (1613), в который входили учителя, священники и др. Исполнялись стихи лирич., религ. и патриотич. содержания на известные мелодии псалмов. В 1639 изданы 4-гол. песни А. Швильге и К. Дибольда, в 1641 в Ц. впервые в Швейцарии опубликован сборник церк. многогол. песнопений. В нач. 18 в. возрос интерес к вок. музыке. Иск-во хор. пения развивали церк. и др. муз. объединения. Появились сборники песен, в т. ч. «Швейцарские песни» («Schweizerlieder», 1769, сост. И. К. Лафатер и Й. Шмидлин), создавались светские и церковные кантаты. В 1722 возникло «Музыкальное общество многих городов» («Musikgesellschaft der mehreren Städten»), с которым были связаны цюрихские композиторы Й. Шмидлин, Й. X. Эгли, И. К. Бахофен. В сер. 18 в. в Ц. возобновились муз. спектакли (не ставились ок. 100 лет после запретов деятелей Реформации). В 1752 выступала франц. труппа под рук. Ж. Б. Нёве. Из-за отсутствия спец. театр. помещения оперы шли в открывшемся для концертов Муз. зале (при нём существовало Муз. общество); здесь в 1788 труппой Гельми - Кобервейна пост. опера Дж. Паизиелло «Король Теодор в Венеции». Многогол. хор. пение стало традиционным среди любителей (к 1736-39 относится свидетельство об исполнении многогол. хор. музыки). Получили известность 3-гол. песни и хоры Й. Штайнера, в которых заметно влияние песен для голоса с фп. Ф. Э. Баха и Й. А. Шульце. Большую роль в муз. жизни Ц. в 18 в. сыграл композитор, педагог и муз. деятель X. Г. Негели, который пропагандировал педагогич. систему И. Г. Песталоцци (был его другом) и применял её при обучении пению, автор педагогич., философских и религ. работ. Он основал в Ц. муз. магазин и б-ку (1791), издательство (работало в 1794-1807 и с 1819), Цюрихский певч. институт (1805; 1-й в Зап. Европе). Хор. пение получило особое развитие в Ц.на рубеже 18-19 вв.; были организованы многочисл. любительские коллективы; гор. песни пелись хором под открытым небом во время празднеств, а также при трудовых процессах. В нач. 19 в. возрос интерес к муз. фольклору; в городе получили распространение швейц. народные, в т. ч. пастушьи, песни. В 1805 в Ц. организован певч. праздник альпийских пастухов. В 1812 Г. Й. Кун составил и издал «Собрание швейцарских пастушьих и народных песен» («Sammlung von schweizerischen Кьhreihen und Volksliedern»). В 1877 создано Цюрихское общество военной и нар. музыки. Проф. хоры Ц. славились исполнением классич. ораторий и др. вок.-симф. произв., звучала музыка И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и Й. Гайдна (в 1801 впервые в Швейцарии исполнялось его «Сотворение мира»), В. А. Моцарта, Ф. Мендельсона. В нач. 19 в. возник ряд новых муз. объединений, в т. ч. Швейц. муз. общество (1808), укрупнились старые коллективы - Об-во Муз. зала и «Муз. общество многих городов» слились во Всеобщее швейцарское муз. общество (1812). В 1825 в Ц. проведён певч. праздник. Развитие хорового движения привело к созданию в 1842 Швейц. певч. союза. В 19 в. возникло много хор. коллективов и обществ, в т. ч. существующие поныне муж. хоры «Гармония» (с 1830-х гг.), «Цюрих», Ораториальный хор, Певч. общество цюрихских учителей, хор под упр. В. Рейнхардта (исполняет соч. И. С. Баха), частный хор Хёйзермана (с 1897), камерный хор «Arte Antica» (под упр. М. Йенике), школьный хор «Свободной гимназии», католич. хоры «Цюрихский лидертафель» и Цецилианское общество «Эрликон». Во 2-й пол. 19 в. важную роль в муз. жизни Ц. играл композитор и муз.-обществ. деятель Ф. Хегар. Он основал большой; смешанный хор (1863), исполнявший совр. зап.-европ. музыку (дирижировал им до 1901), муз. школу (1876; в 1907 преобразована в консерваторию, был её руководителем до 1914), руководил смешанным хором (1865-1891) и оркестром оперного театра, симфоническим оркестром Всеобщего швейц. муз. общества (1865-1906), возглавлял разл. хоры и преподавал пение, писал музыку, преим. хоровую. Крупными событиями стали муз. празднества, организованные Всеобщим швейц. муз. обществом (с 1867), на которых исполнялись произв. И. С. Баха. Хор. движение носило демократич. характер, о чём свидетельствовало возникновение многочисл. хор. орг-ций, в т. ч. Рабочего певч. общества Швейцарии (1888); позднее оно объединилось с Швейц. певч. обществом: Грютли, образовав в 1917 Швейц. рабочий певч. союз. Развитие муз. театра в Ц., как и во всей Швейцарии, отставало от других европ. стран. Первые оперные спектакли пост. в 1801; исполнялись франц. труппой, прибывшей с франц. войсками и выступавшей до 1803, в репертуаре - оперы Н. Далейрака, А. Э. М. Гретри, Ф. А. Буальдьё, а также лирич. сцены Ж. Ж. Руссо? «Пигмалион». В 1830 гастролировала итал. труппа. Спектакли вызвали интерес к оперному жанру и способствовали созданию собств. театра; в 1834 был открыт Акционерный театр (здание на 808 мест; осн. И. Г. Бюркли и Л. Циглером при участии Всеобщего швейц. муз. общества; 1-я пост. - «Волшебная флейта» Моцарта). Расцвет оперного театра связан с пребыванием в «швейц. изгнании» (1849-58) Р. Вагнера, который поставил здесь «Вольного стрелка» Вебера и свою оперу «Летучий голландец», опубликовал брошюры «Искусство и революция» (1849) и «Театр в Цюрихе» (1851). В 1860 в цюрихском театре ставились также оперетты; позднее муз. комедии шли в театрах «Водевиль» (1879-1889) и «Пфауэнтеатр» (1883-1921, затем в нём выступали драм. труппы). После пожара 1890, уничтожившего Акционерный театр, в 1891 построен Гор. театр (на 1139 мест; открылся «Праздничной пьесой» К. Шпиттелера с музыкой Л. Кемптера). Расцвет этого театра в качестве оперного приходится на 1901-21; в 20-30-е гг. в репертуар было включено много балетов, с 1932 шли и оперетты. В 30-е гг. создана Новая цюрихская камерная опера. Развитие швейц. симф. музыки во 2-й пол. 19 в. (по своему значению всегда уступавшей хоровой) способствовало созданию в Ц. симф. оркестра. В 1862 осн. Цюрихское орк. общество, в 1867 - общества «Тонхалле» и Театральное (позднее объединилось с Цюрихским орк. обществом). Утверждение в кон. 19 - нач. 20 вв. швейц. композиторской школы, возглавлявшейся Ф. Хегаром и X. Хубером, вызвало необходимость организации в 1900 Союза швейц. музыкантов. Развитие камерно-инстр. исполнительства в 20-е гг. привело к созданию в Ц. первого швейц. камерного оркестра (1920-43; основатель и рук. А. Шайхет). В 1941 П. Захер создал «Коллегиум музикум». В нач. 40-х гг. организован оркестр радио, с которым в 1944 объединился оркестр общества «Тонхалле». Среди любительских оркестров - «Домашнее орк. объединение» («Hausorchestervereinigung», дир. Э. Штоуц). Ежегодно проводятся фестивали - Баховский (в мае) и классич. музыки (в июне). Среди муз. журналов, издающихся в Ц., - «Neujahrsblatt der allgemeinen Musikgesellschaft Zürich» (с 1813), ежегодник «Jahresbericht des Кonservatorium Zürich» (c 1876), «Der Evangelische Кirchenchor» (c 1897; орган Швейц. религ. певч. союза, осн. в 1895), «Schweizer Musikblatt» - «Bulletin Musical Suisse» (c 1915; на нем. и франц. яз., орган Швейц. муз. союза), «Schweizer Musik-Revue» (с 1924), «Vereins-Nachrichten der Stadtmusik Zürich» (с 1925; с 1946 ежемесячник под назв. «Monatsblatt der Stadtmusik Zürich»), «Der Bindebogen» (с 1931; учёные записки консерватории и Высшей муз. школы), «Volkslied und Hausmusik» (с 1934; с 1942 под назв. «Singt und spielt»), «Schweizerische Musikzeitung» (с 1937), «Lobpreisung der Musik» (c 1941; посв. проблемам муз. воспитания и муз. просвещения), «Glareana» (с 1951; известия Об-ва друзей старинных муз. инструментов), «Orpheus» (с 1954; посв. проблемам муз. жизни Ц.). Важное значение для развития искусства, в т. ч. для поощрения деятельности композиторов Ц., имели учреждённые гор. администрацией (помимо субсидий театру) т. н. премии города Цюриха в области литературы, музыки и изобразит. искусства, которых удостоены швейц. комп. О. Шёк (1943), швейцарец по происхождению А. Онеггер (1946), В. Буркхард (1950), П. Мюллер (1953). В Ц. работали Р. Штраус (кон. 40-х гг.), П. Хиндемит (преподавал в университете в 1951-57). С Ц. связана деятельность ведущих швейц. композиторов - Ф. Мартена, Ф. Андре, В. Буркхарда, А. Шиблера, Р. Кельтерборна, К. Хубера, У. Лемана и др. С кон. 40-х гг. в Ц. работают Междунар. федерация музыкантов (ген. секретарь Р. Лорцингер), Объединение швейц. театров, Швейц. общество авторских прав, Швейц. рабочий певч. союз.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь