на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДАТСКАЯ МУЗЫКА. Дат. муз. культура принадлежит к числу древнейших в Европе. Найденные на территории совр. Дании образцы лура относятся к 4 в. до н. э. Первые письм. сведения полулегендарного характера о Д. м. встречаются в историч. хронике Саксона Грамматика «Gesta Danorum» (ок. 1200). До 12 в. нац. музыка ограничивалась жанрами нар. творчества, гл. обр. песнями героико-эпич. характера, которые исполнялись скальдами, служившими при дворах феодалов; специфич. нац. разновидность песен - танцевальные (сохранились на Фарерских о-вах), исполнялись бродячими музыкантами - легерами и комедиантами - гёглерами. Мн. черты роднят дат. муз. фольклор с франц. балладой, нем. миннезангом. После проникновения в Данию христианства (ок. 960) усваивается григорианское пение. Первые образцы проф. культовой музыки относятся к 12 в., светской придворной - к 15-16 вв. Тогда же были созданы корол. капеллы - трубачей, инструментальные, вокальные; в них работали иностр. мастера, оказавшие влияние на развитие Д. м. В 16 в. началась публикация произв. Д. м., светской и духовной: важнейшие издания - «Сто избранных датских песен» («Et hundrede utvalgte danske Viser», 1591) А. С. Веделя и «Книга трубача» («Trompeterbuch», 1598) Г. Любека; «Книга псалмов» («Salmebog», 1569) X. Томиссенса и «Градуалы» («Graduale», 1573) H. Есперсена. Первые проф. дат. композиторы - М. Педерсен и X. Нильсен; их произв. носили подражат. характер (гл. обр. в традициях венецианской школы). Педерсен, Нильсен, М. Борхгревинк и М. Хак были связаны с придв. и церк. капеллами; в них в 16-17 вв. служили англ. лютнист и композитор Дж. Дауленд, немцы Г. Шюц, М. Векманн, Г. Фойгтлендер и Д. Букстехуде, внесший большой вклад в развитие нац. органной школы, виднейшими представителями которой были И. Борхгревинк, Л. и Д. Шредеры, Т. Огесен, Т. Шаттенберг. В 17 в. зарождается датское музыковедение («Heptachordum Danicum», 1646, X. M. Равна). До кон. 18 в. в Д. м. преобладали иностр. влияния: в 15-16 вв. - композиторов нидерл. школы и англ. инструменталистов; в 17-нач. 18 вв. - мастеров франц. балета и итал. оперы (в творчестве К. Фёрстера, автора итал. оперы «Кадм», 1663), с сер. 18 в. - преим. нем. оперных композиторов. В 1702 открылся театр в Бредгаде, в 1713 - в Копенгагене; позднее в Копенгагенском театре гастролировала Гамбургская опера во главе с Р. Кайзером (1721-23), который ставил здесь свои оперы, в т.ч. написанную специально для этого театра оперу «Улисс». В открывшемся в 1748 в Копенгагене оперном театре (с 1770 наз. Королевским) гастролировала гамбургская оперная труппа, затем - итал. труппа П. Минготти (до 1756), спектаклями которой (оперы Дж. Сарти, А. Саккини, Д. Чимарозы, Дж. Паизиелло, К. В. Глюка, Ф. А. Филидора) дирижировали Глюк (1753-57) и Сарти (1770-73). Первая дат. опера на нац. сюжет - «Зло и спасение души» («Gram og Signe», 1756) Сарти и H. Бредаля. Развитию муз. жизни Дании и её самобытного нац. муз. искусства способствовало Музыкальное общество (осн. 1744). В его концертах наряду с иностр. артистами выступали со своими произв. дат. исполнители (Бредаль, Тило, Грёнланд и др.). Хотя ранние образцы дат. оперы (на антич. сюжет) относятся к кон. 17 в. (в т.ч. «Объединённое сражение богов» - «Der vereinigte Götterstreit», 1689, П. Шиндлера), нац. дат. оперная труппа была создана лишь столетие спустя по инициативе И. П. А. Шульца в период его работы придв. музыкантом (1787-95). Среди произв. в нац. стиле - опера о нац. герое «Хольгер Данске» (1789) Ф. Кунцена, «Песни в народном духе» («Lieder im Volkston», 3 тт., 1782-1790) Шульца и его зингшпили на ориг. либр. Т. Торупа - «Праздник урожая» («Hostgildet», 1790), «Свадьба Петера» («Peters Bryllup», 1793) и др., сочетавшие характерные нац. черты с элементами франц. комич. оперы. Традиции франц. и дат. зингшпиля обнаруживаются в зингшпиле Э. Дюпюи «Безумства молодости» («Ungdom og Galskab», 1806). На нац. сюжеты написаны и оперы И. Э. Хартмана «Смерть Бальдера» («Balders Dod», 1777), «Рыбаки» («Fiskerne», 1779) и др. Связи проф. музыки с нац. муз. фольклором углубились в эпоху романтизма; они наметились и получили развитие в творчестве Ф. Кулау - автора зингшпилей, оркестровой музыки, мн. фп. сочинений, и К. Э. Ф. Вайсе; в своих зингшпилях «Сонное зелье» («Sovedrikken», 1809), «Приключение в Розенбергском саду» («El Eventyr i Rosenborg have», 1827), кантатах и романсах Вайсе использовал нар. строфич. песню. Романтич. характер носила музыка композитора и виолончелиста К. Шалля, автора зингшпиля «Путешествие в Китай» («Die Chinafahre», 1792) и балетов «Ромео и Джульетта» и «Макбет». С 1814 началась регулярная публикация дат. нар. мелодий с текстами (сб. составлен и издан К. Э. Ф. Вайсе, А. П. Берггреном, Т. Лаубом и др.). Европ. признание получили творчество Н. Гаде, автора многочисленных симф. и камерно-инстр. соч., и И. П. Э. Хартмана, создателя балетов «Валькирии» («Valkyrien», 1861) и «Народная сага» («Et Folkesang», 1853) и др. произв., имевших важное значение для развития нац. муз. театра. Большим вкладом в дат. муз. культуру была деятельность Музыкального объединения (1836; до 1931) и консерватории (с 1867) в Копенгагене, руководимых H. Гаде с момента их основания; в 19 в. там также были организованы Студенческое певческое объединение (1839), общество «Цецилия» (1851-1934), культивировавшее музыку 16-18 вв., Об-во камерной музыки (с 1868) и первый муз. журн. («Musikalsk Tidende», с 1836); осн. Муз. объединение (с 1856) в Орхусе, Певческое объединение (1843) и оперный театр (1846) в Оденсе. Творч. деятельность дат. композиторов 2-й пол. 19 в. развивалась в русле нац. романтизма. Таковы песни, лирич. оперы «Король и маршал» («Drot og Marsk», 1878) и др. соч. П. Хейсе; балетная музыка известного театр. дирижёра X. Паулли на либр. А. Бурнонвиля, произв. в разл. жанрах В. Э. Хартмана, К. Ф. Э. Хорнемана и др. Важную роль в муз. жизни Дании конца 19-нач. 20 вв. сыграл норвежский композитор и дирижёр Ю. Свенсен, один из виднейших представителей норв. нац. композиторской школы, мастер орк. письма; высокую оценку его творчеству дал П. И. Чайковский. Основоположник совр. нац. школы - К. Нильсен («датский Сибелиус»), работавший почти во всех жанрах (оперы, симфонии, инстр. концерты, вок. и камерно-инстр. музыка и др.); он органически соединил опыт нац. романтич. школы с достижениями позднего неоромантизма (И. Брамс) и новыми технич. средствами (политональность). Влияние его творчества на последующее поколение композиторов было глубоким и продолжительным (среди прямых последователей - Т. Огор, О. Ринг, Т. Лауб). Традиции лейпцигской школы развивали П. Э. Ланге-Мюллер, автор вок. и инстр. сочинений, А. Энна (1860-1939), писавший оперы в духе веризма (его «Колдунья» - «Heksen», 1892, шла и за рубежом). Среди композиторов кон. 19-нач. 20 вв. - А. Хамерик, П. Кленау, Ф. Энрикес, В. Бендикс, Л. Нильсен и др., развивавшие традиции романтиков 19 в. Образцам ведущих европ. мастеров нач. 20 в. (франц. импрессионисты, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, А. Шёнберг, П. Хиндемит) следовали К. Рисагер (опера «Сусанна», 1950, балеты, симфонии), С. Э. Тарп, И. Ерсильд, В. Хольмбоэ, Н. В. Бентсон; приёмы атонализма применял Э. Хамерик, автор опер «Мари Груббе» («Marie Grubbe», 1940), «Попутчик» («Rejsekammeraten», 1946), симф. и вок. произв. Среди др. значит. совр. композиторов - Ф. Вейс, О. Мортенсен, С. Шульц, С. Вестергор, Л. Тюбо, Я. Маэгор, О. Шмидт, X. Д. Коппель, Б. Левкович. С кон. 19 в. на сцене Королев. театра начали ставить оперы В. Моцарта, Дж. Верди, Р. Вагнера, П. И. Чайковского, Дж. Пуччини, М. Равеля, позднее - Д. Д. Шостаковича и др., а также дат. композиторов К. Нильсена, А. Энны, X. Берресена, Ф. Хёфдинга, К. Рисагера, К. Еппесена, Э. Хамерика и др. Среди дат. певцов - К. Карстен, Н. Ю. Симонсен, П. Корнелиус, В. Герольд, Э. Форкхаммер, Л. Мелькиор, Н. Хансен, Э. Шмедес, Т. Тюгесен и др., среди певиц - Э. Доне, Э. Ульрик, Й. Брун, Э. Бремс, М. Лендроп, И. Мёллер, Д. Ларсен и др. В нач. 20 в. возникли муз. коллективы, общества, организации: в Копенгагене - Дат. концертное объединение (осн. 1901), слившееся с осн. в 1920 Об-вом молодых музыкантов; Дат. союз музыкантов (1911), в который входят оркестры и муз. организации, Дат. союз композиторов (1913), Дат. союз органистов и канторов, объединяющий музыкантов, связанных с религ. учреждениями. В 1920-30-е гг. работали Филармония, общество (1920-34), хор «Палестрина» (1922-35), хор и оркестр Дат. радио (1925); при Корол. театре организованы оперные классы (с 1909; с 1956 - при консерватории). Развивается музыкальная жизнь и в других городах: в Орхусе организованы Ютландская консерватория (1926), гор. оркестр (1935), Филармонич. общество; в Оденсе - филармонический оркестр и хор. общества, Фюнская консерватория (1929); в Ольборге - Североютландская (1930), в Эсбьерге - Западноютландская (1945) консерватории. Среди совр. исполнителей, выступающих за рубежом, известны пианисты В. Шёлер, О. Виллумсен, В. Варлев, О. Кристенсен, А. Адлер, Ф. Эллегор; пианисты и органисты - К. Ольсон, Б. Йонсон; пианист и композитор X. Д. Коппель; скрипачи А. Свенсен, Э. Тельманьн, В. Тофте, А. Гаде, Л. Хансен; виолончелисты Б. Бенгтсон, Э. Хёберг, Л. Енсен; органисты - Г. Фьельрад, Ф. Видерё и др.; певец Н. Мёллер, певицы Л. Коппель, Б. Сёнберг, К. Шульц. Крупнейшим исполнительским коллективом является Оркестр радио, широко пропагандирующий нац. и европ. муз. классику на т. н. «Музыкальных четвергах», в «Пале-концертах», осн. Копенгагенским магистратом, и др. Оркестр, выступавший под управлением гл. дирижёров Э. Холмса (1925-38) и П. Грама (1938-51) и дирижёров-гастролёров Ф. Буша и Н. Малько, успешно гастролировал за рубежом - в США, на Эдинбургском фестивале 1951 и др. В Дании работают 10 симф. оркестров, 5 консерваторий. В столичном театре «Скала» идут муз. ревю (до 1954 ставились оперетты). Развитию муз. жизни способствует наличие большого числа квалифицированных исполнит. коллективов, однако на вкусы слушателей существенное влияние оказывают муз. программы радио и телевидения, которые в значит. степени заполнены лёгкой музыкой невысокого качества. В числе представителей муз. науки Дании - А. Хамерик, К. Тране, К. Еппесен, В. К. Равн, К. Хег, Н. Скьёрринг, X. Панум, С. Хаген, Э. Абрахамсен. Произв. дат. композиторов издаются обществом «Издания музыки Дании» (осн. 1871). Выходят муз. журналы - «Dansk Musiktidskrift» (Копенгаген, с 1925), «Nordisk Musikkultur» (Копенгаген - Осло, с 1952). Богатым собранием муз. литературы располагают Корол. б-ка и Музей истории музыки (осн. 1898) в Копенгагене, в котором представлены также муз. инструменты.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь