на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ДВОЙНОЙ КОНТРАПУНКТ - наиболее распространённая разновидность вертикально-подвижного контрапункта; охватывает противоположные перестановки голосов, в результате которых верхний голос становится нижним, а нижний - верхним. Д. к. требует соблюдения в первоначальном соединении двух мелодий ряда ограничений, определяющихся суммарной величиной перемещения мелодий, т. е. его т. н. интервальным показателем. Наиболее часто применяется Д. к. октавы, децимы и дуодецимы. Ограничения свободы контрапунктирования в этих случаях минимальны. Если в практике вок. полифонии (т. н. строгого письма) известное предпочтение отдаётся Д. к. дуодецимы, то в контрапунктич. технике свободного письма, относящегося ко времени, когда тональная система достигла зрелости, заметно преобладание Д. к. октавы, который сохраняет в производном А. П. Бородин. Квартет No 1, часть II. соединении тональное единство обеих мелодий. Во 2-й пол. 19 в. вместе с усилением интереса к колориту чаще используется Д. к. децимы и дуодецимы, позволяющий осуществлять разного рода дублировки. Применение разл. интервальных показателей Д. к. обусловлено и менявшимся в ходе развития муз. искусства отношением к проблеме консонанса и диссонанса.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ДВ..

ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ

ФРИГИЙСКАЯ КАДЕНЦИЯ

ХОРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

ЧЕРНОГОРСКАЯ МУЗЫКА

ЭРРЕРА ДЕ ЛА ФУЭНТЕ

Музыкальный словарь ver16