на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДВОЙНОЙ ХОР (нем. Doppelchor) - хор, разделённый на 2 относительно самостоят. части, а также муз. произведения, написанные для такого хора. Каждая часть Д. х. представляет собой полный смешанный хор (такого состава требует, напр., хоровод «Просо» из оперы «Майская ночь» Римского-Корсакова) или состоит из однородных голосов - одна часть из женских, другая - из мужских (подобный состав предусмотрен, напр., в Д. х. No 2 из кантаты «По прочтении псалма» Танеева); реже встречаются Д. х. только из однородных голосов (напр., двойные мужские хоры из «Лоэнгрина» Вагнера). В ряде случаев композиторы прибегают к сочетанию однородного и полного смешанного хора (напр., А. П. Бородин в хоре половцев и русских пленников из оперы «Князь Игорь»), однородного и неполного смешанного хора (напр., H. A. Римский-Корсаков в русальных песнях из оперы «Майская ночь»). Части Д. х. обычно помечаются как I и II хоры. Однородные хоры могут состоять из одной, двух, трёх, четырёх партий. И. Г. Лицвенко.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь