на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДЕТУШ (Destouches) Андре Кардиналь [6 IV 1672, Париж - 3 (или 7)11 1749, там же] - французский композитор. Образование получил в Иезуитской школе в Париже (1681-86). Служил в корол. армии. Оставив воен. службу (1696), брал уроки композиции у А. Кампра; сочинил в 1697 три арии для представления оперы-балета Кампра «Галантная Европа». В том же году была пост. первая опера Д. - героическая пастораль «Иссе» («Issй», Париж, театр Королевская академия музыки), положившая начало блестящей оперной карьере композитора. С 1713 генеральный инспектор, в 1728-30 директор театра Корол. академия музыки. Одновременно в 1718-49 гл. интендант корол. музыки. Продолжив в своих лирич. трагедиях традиции Ж. Б. Люлли, Д. явился предшественником оперного искусства Ф. Рамо. Его произв. отличаются мелодич. своеобразием, гибкостью речитативов, передающих характерные оттенки франц. языка, разнообразием форм арий, гармония, богатством, сценич. выразительностью. Одним из первых франц. оперных композиторов Д. использовал оркестр для передачи психологии, состояния героев. Мн. муз.-драматич. приёмы Д. предвосхитили оперную драматургию К. В. Глюка, Р. Вагнера, отчасти К. Дебюсси, М. Равеля. Композитор прибегал в своих операх к необычным для той эпохи гармонич. оборотам (напр., неожиданным диссонансам, усиливающим экспрессию текста либретто).
Соч.: оперы - лирич. трагедии Амадис Греческий (1699, театр Корол. академия музыки, Париж), Мартези, первая царица амазонок (Marthesie, premiere reine des Amazones, 1699, Фонтенбло и театр Корол. академия музыки), Омфала (1701, театр Корол. академия музыки), Каллироя (1712, там же), Телемак (1714, там же), Семирамида (1718, там же); оперы-балеты - Карнавал и безумство (Le Carneval et la folie, 1704, Фонтенбло и театр Корол. академия музыки), Стихии (Les Йlements, совм. с Делаландом, 1721, Тюильри, 1725, театр Корол. академия музыки); кантаты - Энона (1716), Семела (1719); церк. музыка, в т. ч. Те Deum (исп. 1732).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь