на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДИКТАНТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ (от лат. dicto - диктую, повторяю) - запись по слуху мелодий, а также небольших двух-, трёх- и четырёхголосных муз. построений; один из методов развития муз. слуха в занятиях по сольфеджио. Обычно Д. м. исполняется на фп., одноголосные Д. м. иногда поются педагогом или играются на смычковых инструментах. На значение Д. м. для развития муз. слуха одним из первых указал X. Г. Негели; в последующее время разработке метода Д. м. уделили внимание X. Риман и др. виднейшие зарубежные муз. теоретики и педагоги. В России Д. м. вошёл в педагогич. практику в 60-х гг. 19 в. О важной его роли в муз. воспитании писал Н. А. Римский-Корсаков («Музыкальные статьи и заметки», 1911). Поскольку наиболее рациональным признан ладовый метод развития муз. слуха, в процессе Д. м. обычно используется предварит, прослушивание и осознание элементов лада, ритма, гармонии, голосоведения и формы диктуемого примера с последующей записью услышанного; этот приём противопоставляется ранее практиковавшемуся интервальному (механическому) способу записи Д. м. Изредка в качестве Д. м. применяются муз. отрывки в исполнении инстр. ансамбля или оркестра; при записи таких образцов учащийся должен на слух определить и обозначить инструменты, записать не только музыку, но и её инструментовку. Владение навыками Д. м. помогает композитору записывать возникающие в его сознании мелодии, муз. темы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь