на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДОМРА, домрб, - древнерус. струнный муз. инструмент, вышедший из употребления в нар. быту. Точного описания и изображения его не сохранилось; в книге нем. путешественника А. Олеария «Описание путешествия в Московию…», 1-я пол. 17 в., изображены два музыканта, один из которых играет на инструменте с большим корпусом полусферич. формы (есть основание считать этот инструмент Д.). Д. была преим. инструментом проф. музыкантов-скоморохов. Наибольшее распространение имела в 16-17 вв. В ансамблях, помимо обычной, применялась и «басистая» (басовая) Д. В 1895 участник оркестра В. В. Андреева - А. С. Мартынов вывез из Вятской губ. 3-струнный инструмент, представлявший собой одну из разновидностей балалайки, но принятый за Д. На основе этого инструмента Андреев, совм. с С. И. Налимовым, в 1896-1900 создал семейство реконструированных Д. квартового строя (т. н. «разлад») - пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас. Позднее, выяснив ошибку, Андреев, считавший, что балалайка произошла от Д., нашёл эту её разновидность более близкой к старинной Д. (16-17 вв.). В 1908-17 Г. П. Любимов вместе с С. Ф. Буровым сконструировал семейство 4-струнных домр квинтового строя от пикколо до контрабаса, положивших начало домровому оркестру. Однако в силу своего тембрового однообразия подобные оркестры не получили распространения; отд. инструменты нередко применяются в балалаечно-домровых оркестрах (наибольшей популярностью 4-струнные домры пользуются на Украине). Группа Д. занимает осн. место в оркестре рус. нар. инструментов. Настройка и диапазон оркестровой домры

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь