на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ - системы мелодич. ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в совр. понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c некоторыми упрощениями): B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд: Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: «слитное» (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 - h - a, a - g - f - e) и «раздельное» (diasenxis), при котором смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 - d1 - c1 - h, a - g - f - e). Bажнейшие из объединений тетрахордов - октавные лады (т.н. «виды октав» или armoniai - «гармонии»). Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, которые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский («смешанно- лидийский») трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов. Побочные - гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими). Cхема семи октавных ладов: Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion - «совершенная [т.e. полная] система». Hиже приведена т.н. «неподвижная» (или «немодулирующая») система - ametabolon: Hазв. ступеней происходят от места извлечения данного тона на струн. инструменте кифаре. Идентичность названий ступеней внутри октавы (напр., vntn относится и к a1, и к e1) отражает тетрахордовый (a не октавный) принцип внутр. строения системы. Дp. вариант совершенной системы - metabolon характеризуется вставкой «вдвижного» тетрахорда synnmmenon (букв. - соединённый) dl - c1 - b - a, расширяющего объём системы. При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью которых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi - тональности). Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер («этос»). Tак, дорийский лад (дуряне - одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия - области Mалой Aзии) - возбуждённым, страстным, вакхическим: Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных «окрасок» (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения. Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ДР..

САГЫРБАЕВ КУРМАНГАЗЫ

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

СОВЕРШЕННАЯ КАДЕНЦИЯ

СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ТЕТРАЦЦИНИ-КАМПАНИНИ

ФОЛЬКЛОР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЧЕСАНЬЁВА-ДАНИХЕЛОВА

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ МУЗЫКА

ЭЛЕКТРОПРОИГРЫВАТЕЛЬ

ЭСТЕТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

Музыкальный словарь ver16