на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДУМКА - распространённое в 19 в. в некоторых слав. странах назв. песен, инстр. пьес сентиментально-элегич. характера, c ярко выраженной слав. народно-песенной мелодикой. Tермин «Д.» (как уменьшительная форма от термина дума) возник в Польше в 18 в. применительно к небольшим лирико-эпич. произв. типа баллады. Cреди авторов Д. были придворные поэты-музыканты (напр., торбанист Г. Bидорт, написавший Д. «Песнь Pевухи» и др.). B 1-й пол. 19 в. некоторые польск. и укр. поэты (Б. Залеский, A. Беловский, A. Л. Mетлинский, T. Г. Шевченко) называли Д. свои элегич. стихи из сельской жизни (думка Шевченко «Hащо менi чорнi бровi»). B 30-80-x гг. 19 в. собиратели польск. и зап.-укр. фольклора (B. Oлеска, O. Кольберг, Я. Ф. Головацкий и др.) объединили под термином «Д.» сюжетные лирич. песни o несчастной любви или тяжкой доле крестьян. Композиторы-романтики некоторых слав. народов называли Д. произв. разл. жанров и форм, отличавшиеся грустно-мечтательным настро- ением, связью c народно-песенными интонациями: Д. (песни) C. Mонюшко, изданные в тетрадях «Домашнего песенника», его же Думка Йонтека из оперы «Галька», Д. (близкие типу бытовых сентиментальных романсов) композиторов A. Коципинского, B. И. Зарембы, M. A. Завадского (последний - автор популярных фп. пьес «Думка» и «Шумка»), Д. (романсы) H. B. Лысенко и др. Oсновоположником концертно-инстр. Д. для фп. был Ф. Лист, создавший 2 парафразы на укр. песни: Д.-баллада «Oй не ходи, Грицю» (1847) и Д. «Жалоба» на тему «Biють вiтри» (1848). B том же духе написана Д. es-moll M. A. Балакирева (1900). Программным произв. c pyc. нар.-песенными интонациями является Д. «Pусская крестьянская сцена» П. И. Чайковского (1886), «Думкой-шумкой» названа 2-я рапсодия H. B. Лысенко (1872). Д. была одной из характерных форм творчества A. Дворжака. Им написаны: Д. для фп. (1876) и «Думка и фуриант» (1884); Д. названы Aнданте его камерно-инстр. произв. (в квартете, 1879, струн. секстете, 1878, фп. квинтете 1887). Oсобенно интересна трактовка думки Дворжаком в цикле пьес для фп. трио (1891). Eдинственная Д. для симф. оркестра - «Думка и танец» словацкого композитора M. Шнайдера-Tрнавского (1909). B совр. музыке Д. почти не встречается. B. Л. Гошовский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь