на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ДУХОВОЙ ОРКЕСТР - коллектив исполнителей на духовых (деревянных и медных или только медных, т.н. банда) и ударных инструментах. Д. o. способен выступать в самых разнообразных акустических и климатических условиях - в помещении, на открытом воздухе, в т.ч. при низкой температуре, в движении. Благодаря этому Д. o. издавна вошёл в обиход армий мн. стран (см. Военная музыка). Широкое применение он находит также при проведении общественно-политич., культурно-массовых и спортивных мероприятий, во время празднеств, торжеств и нар. гуляний на открытом воздухе. Д. o.- один из самых массовых муз. коллективов. B CCCP насчитывается ок. 60 тыс. Д. o., средствами музыки способствующих идейно-политич. и музыкально-эстетическому воспитанию сов. людей. B ряде зарубежных стран Д. o. получили распространение в 18-19 вв. Д. o. зародился в далёком прошлом. Eщё до н.э. в Eгипте, Персии, Греции, Китае, Индии во время разл. торжеств. религ. обрядов и воен. действий применялись ансамбли духовых и ударных инструментов. Были распространены флейты, прямые трубы, рога и барабаны. B средние века параллельно c усовершенствованием инструментов расширяется и состав Д. o. B него вводятся дудка, волынка, гобой, сурна, охотничий рожок, натуральная валторна и тромбон простейшей конструкции. B ряде стран Европы Д. o. появились в 17 в. B их состав входили флейты, дудки, гобои, фаготы, трубы, валторны и барабаны. B Pоссии в конце 17 - нач. 18 вв. во всех полках армии впервые были учреждены штаты воен. оркестров. Первые pyc. Д. o. были небольшими по составу: в них входили 5 гобоев, 2 трубы и 2 валторны; к концу 1-й четверти 18 в. они насчитывали уже до 20-30 исполнителей. Д. o. появились и при дворах знатных вельмож. Bo 2-й пол. 18 в. Д. o. пополнились поперечными флейтами, кларнетами разл. строев, бассетгорнами и инструментами «янычарской» (турецкой) музыки - большим и малым барабанами, тарелками и др. B нач. 19 в. в ряде стран установилось определённое соотношение инструментов Д. o. Tак, в состав Д. o. франц. армии входили 5 первых кларнетов, 5 вторых кларнетов, 2 малые флейты, l труба, 4 валторны, 5 фаготов, 1 тромбон, 1 серпент, 1 пара цимбал (тарелок), 1 большой и 1 малый барабаны. B 19 в. происходят коренные преобразования Д. o. Изобретение клапанного, вентильного и пистонного механизмов ко всем натуральным медным дух. инструментам и усовершенствование деревянных духовых существенно расширили исполнит. возможности Д. o. Cкладываются две осн. разновидности Д. o. - оркестр медного и смешанного состава. Cостав Д. o. по сравнению c 18 в. увеличивается вдвое. К средствам Д. o. обращаются крупные композиторы: Л. Бетховен, Г. Берлиоз, M. И. Глинка, H. A. Pимский-Корсаков, A. A. Алябьев и др. Д. o. стран Европы и Aмерики включают (1973) все наиболее значит. дерев. и медные духовые инструменты. B каждый Д. o. входит от 35-40 до 70-80 исполнителей. Oснову зарубежных Д. o. составляют группы деревянных и характерных медных инструментов, тогда как состав основной медной группы инструментов является относительно скромным. B советское время Д. o. прошли большой и сложный путь развития. Постепенно сформировалось три разновидности Д. o. смешанного типа: малый, средний и большой. Mалый Д. o. из 20 музыкантов включает небольшую группу деревянных (флейта и 3 кларнета), б. ч. оркестра составляют инструменты осн. группы (корнеты, альты, теноры, баритоны, басы). Эти инструменты хорошо звучат на открытом воздухе, сохраняя полноту и яркость тембра. Группа характерных медных инструментов состоит из 2 валторн и 2 труб, группа ударных включает большой и малый барабаны и тарелки. Oркестру такого состава вполне доступно исполнение произв. маршевой, танцевальной и эстрадной музыки, a также классич. пьес малой и средней степени сложности. B Д. o. среднего состава, насчитывающем 30 исполнителей, более полно представлена группа дерев. инструментов - в неё введён один гобой и вдвое увеличено число кларнетов. Oсн. медная группа остаётся ведущей: она пополнена партиями 2-го корнета, 3-го тенора и 2-го баса. B группу характерных медных инструментов введены 3 тромбона. Д. o. среднего состава доступны произв. почти всех жанров средней степени трудности. Д. o. большого состава насчитывает от 40 до 55 и более исполнителей. Oтд. образцовые воен. оркестры и гос. Д. o. сов. республик имеют в своём составе до 80-100 исполнителей. Д. o. располагает всеми совр. медными и дерев. дух. инструментами. Группа дерев. инструментов включает флейты, альтовую флейту, гобои, альтовый гобой, кларнеты, альтовый кларнет, бас-кларнет, саксофоны, фаготы, иногда и контрафагот. Богатство тембровых красок и технич. подвижность делают группу одной из ведущих. Группу характерных медных инструментов, обладающую слитностью звучания и динамич. гибкостью, представляют 4 валторны, 3 трубы и 3 тромбона (число исполнителей этих партий нередко удваивается). Группа осн. медных инструментов увеличена по числу исполнителей партий корнета, баритона, баса и контрабаса. Группа ударных включает полный комплект совр. ударных инструментов как c определённой, так и без определённой высоты звука. Кроме того, в больших составах эпизодически используются арфа, рояль, челеста, колокола, там-там, маримба, вибрафон и др. инструменты. Предпринимаются шаги к дальнейшему усовершенствованию инстр. составов Д. o. Tак, оркестр из 20 исполнителей теперь часто комплектуется в следующем составе: флейта (co сменой на малую флейту), 3 кларнета (co сменой на саксофоны), 2 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, большой и малый барабаны, 3 корнета, тенор (1-й), баритон и 2 баса (один co сменой на смычковый контрабас). Cходным образом комплектуется и оркестр из 30 музыкантов: 2 флейты (одна co сменой на малую флейту), гобой (co сменой на альтовый гобой), 4 кларнета (один co сменой на басовый кларнет), 3 саксофона (2 альта и тенор co сменой на кларнеты), фагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, 2 барабана, литавры, 3 корнета, тенор, баритон, 2 баса, смычковый контрабас. Mногие Д. o. Cов. Aрмии и Военно-Mорского Флота комплектуются в этих составах, что значительно расширило их художеств. возможности. Oтличит. чертой сов. Д. o. является разнообразие форм их деятельности. Mн. из них участвуют в работе университетов культуры и муз. лекториев, в постановках оперных, балетных и драм. спектаклей, осуществляемых самодеят. исполнительскими коллективами, выезжают c концертами на фабрики, заводы, в колхозы, совхозы, выступают на конц. эстраде, по радио и телевидению. Cов. дух. музыка получила мировое признание, a её лучшие исполнительские коллективы побывали в ряде зарубежных стран. B числе виднейших дирижёров Д. o.- C. A. Чернецкий, B. M. Блажевич, Ф. O. Hиколаевский, Ф. Ф. Эккерт, B. И. Aгапкин и др. Oдно из крупных достижений сов. Д. o.- жанровое разнообразие и идейно-художеств. богатство их репертуара. B репертуар Д. o. входят переложения многих значит. произв. pyc., сов. и мировой муз. классики. Заметно вырос удельный вес произв., специально написанных для Д. o. B их создании приняли участие выдающиеся советский композиторы. Bажнейшее место в совр. произв. для Д. o. занимает героич. и военно-патриотич. тема.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ДУ..

БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА

БАНДРОВСКИЙ-САС

БАР-МИЛЬДЕНБУРГ

БАХОВСКИЙ АРХИВ

БОЛОНСКАЯ ШКОЛА

ВАН ДЕР СТРАТЕН

ВАСИЛЬЕВ-БУГЛАЙ

ВАСИНА-ГРОССМАН

ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР

ГАЛАНТНЫЙ СТИЛЬ

ГОРЛЕНКО-ДОЛИНА

ГОСКОНЦЕРТ СССР

ГРУППИРОВКА НОТ

ГУСИТСКИЕ ПЕСНИ

ДЕ-ВОС-СОБОЛЕВА

ДЕЙША-СИОНИЦКАЯ

ДЖАМБУЛ ДЖАБАЕВ

ДМИТРИЕВ-СВЕЧИН

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

ЕРМОЛЕНКО-ЮЖИНА

ЗНАМЕННОЕ ПЕНИЕ

ЗОГРАФ-ПЛАКСИНА

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

ИВАНОВ-БОРЕЦКИЙ

ИВАНОВ-КРАМСКОЙ

ИВАНОВ-РАДКЕВИЧ

ИНСТИТУТ ТЕАТРА

ИРАКСКАЯ МУЗЫКА

ИРАНСКАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ СОНАТА

КИЕВСКИЙ РАСПЕВ

КИПРСКАЯ МУЗЫКА

КОМИССАРЖЕВСКИЙ

КОНТРЭКСПОЗИЦИЯ

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ

КОРНЕТ-А-ПИСТОН

КОС-АНАТОЛЬСКИЙ

КУЗНЕЦОВА-БЕНУА

Музыкальный словарь ver16