на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФАНДАНГО (испан. fandango) - общее наименование обширной группы испан. парных танцев, генетически восходящих к одному древнему прототипу. Родина Ф. - юж. Испания (гипотеза о южноамер. происхождении Ф. ныне признана несостоятельной), где его варианты бытуют обычно под названиями, производными от местных топонимов: малагенья (malaguena, от Malaga - Малага), ронденья (rondena, от Ronda - Ронда), гранадина (granadina, от Granada - Гранада), мурсиана (murciana, от Murcia - Мурсия), картахенера (cartagenera, от Cartagena - Картахена) и др. Первое документальное свидетельство о Ф. - анонимный энтремес (одна из форм муз. театра в Испании) «Жених крестьянки» («El novio de la aldeana», 1705), в котором на сцене исполняли Ф., однако выражение «enfandangado» («на манер Ф.»), обозначающее стиль исполнения нар. танцев и песен, встречается уже в испан. и португ. литературе 16 в. С нач. 18 в. благодаря тонадильям Ф. становится модным и распространяется за пределы Андалусии. В 20 в. Ф. встречается почти во всех провинциях Испании, в т. ч. в Басконии, где местное Ф. своей хореографией напоминает арагонскую хоту. Ф. - танец для одной пары, его хореографич. содержание - любовная пантомима. Размер муз. сопровождения трёхдольный (3/4; первоначальный размер Ф. был 6/8), типичный ритм -, темп колеблется от быстрого (Ф. из Уэльвы) до весьма умеренного (Ф. из Альмерии), хотя большинство Ф. исполняются в довольно подвижном темпе (обозначения - Allegro moderato, Allegretto). Аккомпанирующие инструменты - гитары и кастаньеты, иногда лауды (инструмент типа лютни) и гитары. Все разновидности Ф. сопровождаются пением. Стихотворная строфа Ф. состоит либо из 4 (копла), либо из 5 (кинтилья), реже из 6 (секстилья) восьмисложных стихов. Тексты Ф., отличающиеся красотой и возвышенностью, охватывают широкий круг тем. Поэзия Ф. отмечена обилием оригинальных метафор, неожиданными параллелизмами, иносказаниями, подчас причудливой символикой образов. Преобладает в ней любовная лирика, типичным образцом которой является приведённая в нотном примере копла (см. колонку 767): «Девочка, дай мне немного [2 раза] Слёз твоих чистых в награду; Я в серебро их оправлю У ювелира в Гранаде» [2 раза]. Ф. открывается инстр. интродукцией (32 такта), за которой следует пение с инстр. аккомпанементом. Песенный раздел складывается из 6 муз. фраз по 4 (реже по 3) такта каждая; при этом, если в строфе 4 стиха, то 1-й и 4-й повторяются, если же 5 стихов, то повторяется последний (реже первый) стих. Затем возвращается музыка интродукции (8-16 тактов), после чего исполняется следующая копла и т. д. Отличит. особенность Ф. - строго выдерживаемый тональный план. Интродукция строится на звукоряде т. н. лада ми (modo de mi; распространённый в испан. нар. музыке лад, в основном совпадающий с фригийским, но с хроматически изменяющимися II и III ступенями, которые берутся то натуральные, то повышенные, независимо от направления движения мелодии; см. Фламенко). 1-я фраза коплы начинается в «ладу ми» и модулирует в мажор, тоника которого расположена на б. 3 ниже тоники «лада ми»; в этой же тональности идёт 2-я фраза; 3-я фраза строится на субдоминанте мажорного звукоряда 2-й фразы, а 4-я - на его доминанте; 5-я фраза возвращается от доминанты к тонике мажорного звукоряда 2-й фразы; 6-я модулирует (обычно через субдоминанту) снова в «лад ми»: Интродукция к фанданго. Фанданго (Андалусия). Такая тональная структура Ф. является классической, особенно в Андалусии, Мурсии и Леванте, и отступления от неё весьма редки. Разновидность Ф. - фандангильо (fandanguillo), отличающийся более свободным ритмом песенного раздела и менее возвышенным характером поэтич. текстов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь