на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФИГУРАЦИЯ (лат. figuratio - образ, форма, образное изложение, от figuro - образовываю, формирую, изукрашиваю, расцвечиваю) - один из методев обработки муз. материала, благодаря которому в произв. активизируется фактурное развитие (см. Фактура), Ф. - распространённый и действенный способ динамизации муз. ткани. Различают три осн. вида P. Mелодич. Ф. в одногол. и полифонич. построениях муз. произв. предполагает вариантное преобразование мелодич. линии посредством опевания осн. звуков. В гомофонном складе этот вид Ф. проявляется в активизации голосов. В этом случае фигурац. звуки определяются по их отношению к основному и именуются проходящими, вспомогательными, задержаниями, предъёмами, камбиатами. Гармонич. Ф. - это последовательное перемещение по звукам, входящим в состав аккордов (очень часто используются и звуки, прилегающие к аккордовым). Rитмич. Ф. представляет собой ритмич. формулу, повторяющую звук или группу звуков и радикально не изменяющую муз. логику данного построения. Эти виды Ф. в муз. практике часто объединяются, образуя смешанные виды Ф., напр. ритмогармонические, мелодико-гармонические. Ф. издавна применялись в муз. практике. На древнейших стадиях развития муз. искусства использовались разл. виды ф. - от фигурирования примитивных ритмич. схем и простейших опеваний ладовых устоев до сложных фигурац. построений - распевов. В средневековье Ф. применялись в григорианском хорале (юбиляции) и в произв. трубадуров, труверов и миннезингеров. Мастера полифонии использовали элементы Ф. (задержания, предъёмы и камбиаты), а также развёрнутые фигурац. построения в разработочных частях полифонич. форм (напр., в разработках и интермедиях фуг). Широко применялась Ф. в жанрах прелюдии, чаконы, фантазии, сарабанды. Образцы техники Ф. содержатся в византийской церк. музыке и в рус. хоровых произв. 15-18 вв. В эпоху генерал-баса Ф. получили большое распространение в практике органных и клавирных импровизаций, хотя теоретики генерал-баса в своих трактатах уделяли вопросам Ф. мало внимания и рекомендовали применять Ф. в одном из голосов лишь тогда, когда в другом мелодич. движение останавливается. В творчестве франц клавесинистов и англ. вёрджинелистов Ф. стали одним из гл. способов развития муз. материала в инстр. формах, где зачастую представляли собой расширение мелизматич. групп. В эпоху классицизма Ф. систематически использовались и в инстр. произв. (особенно в вариациях - как важнейший способ орнаментального варьирования), и в вок. (в оперных ариях и ансамблях) как в светской музыке, так и в церковной (в отд. частях месс, в России - в культовых произв. Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского и др.). В творчестве композиторов-романтиков в связи с эволюцией ладового мышления Ф. часто насыщались хроматикой. В муз. искусстве 20 в. Ф. применяются в разл. формах, зависящих от индивидуального стиля композитора, от конкретных художеств. задач.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь