на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ФИДЕЛЬ (нем Fiedel, от лат. fides - струна), виела (итал. viella, франц. vielle), - струнный смычковый инструмент. Термином «Ф.» обозначался не только собственно P., но и родственные смычковые инструменты, бытующие у мн. народов. Собственно Ф. относится к числу наиболее распространённых в странах ср.-век. Европы смычковых инструментов; появление Ф. - один из значит. этапов в формировании семейств виол и скрипок. Ф., предположительно, известен с 8 в. В своём историч. развитии претерпел ряд изменений. Ф. раннего периода имел неглубокий лопатообразный корпус (длина ок. 50 см), изготовлявшийся вместе с короткой шейкой из одного куска дерева, круглую головку с вертикально расположенными колками, круглое резонаторное отверстие посреди верхней деки под струнами (вблизи струн. подставки), прямые плечи, 3-4 струны, спец. петлю вместо струнодержателя в нижней части. По-видимому, в 10 в. появился 5-струн. Ф. с грушевидной, овальной, ромбовидной и др. формами корпуса, с 2 сегментовидными резонаторными отверстиями по бокам струн. Развитие смычкового исполнительства способствовало дальнейшему совершенствованию Ф. Для удобства ведения смычка по бокам корпуса были сделаны т. н. перетяжки (напоминающие талию). Постепенно корпус Ф. принял восьмёркообразную, а затем и гитарообразную форму; корпус склеивался из отд. частей, деки изготавливались из хорошо обработанного тонкого дерева, своды делались разл. очертаний. Шейку стали изготовлять как отд. деталь, крепящуюся на корпусе, на шейку наклеивали гриф. Развитие мелодич. начала в игре на Ф., как и на др. инструментах, привело к постепенному удлинению середины его корпуса и подчёркиванию «талия» в целях возможно большего соприкосновения смычка с отд. струнами. В 13 в. окончательно утвердился 5-струн. классич. тип Ф. - иногда с 1, реже с 2 бурдонными струнами вне грифа. Варианты строя 5-струн. Ф.: При игре Ф. держали на левом плече или вертикально, упирая его о сидение (между коленями) или о левое колено. Высоко ценилось искусство бурдонного аккомпанемента, т. е. извлечение из бурдонной струны флажолетным способом консонирующих с одновременно получаемыми смычком мелодич. звуками квартовых, квинтовых и октавных интервалов. Ф. применялся как сольный инструмент (на Ф. можно было исполнять любую песенную мелодию), для сопровождения пения и в инстр. ансамбле (благодаря высоким звуковым качествам часто использовался как ведущий инструмент); в 13-15 вв. встречались инстр. ансамбли из одних Ф. Исполнителями были обычно бродячие жонглёры или менестрели. Среди родственных инструментов - танбур, ребек, кеманча. В нач. 20 в. предпринимались попытки возрождения Ф. для использования в любительском музицировании.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ФИ..

УОРРЕН

УРМУЛИ

УСАТОВ

УСИОДА

УТЁСОВ

УТЕШЕВ

ФАБИНИ

ФАЗАНО

ФАРАБИ

ФАРКАШ

ФАРМЕР

ФАРРАР

ФАТТАХ

ФЕЙГИН

ФЕЛЬДТ

ФЕРМАН

ФЕТТЕР

ФИГНЕР

ФИГУРА

ФИДЛЕР

ФИШМАН

ФЛЕЙТА

ФЛОРЕС

ФЛОТОВ

ФЛОЯРА

ФОГЛЕР

ФОЛДЕШ

ФОНИЗМ

ФОНОЛА

ФОРЕСТ

ФОРКРЕ

ФОСТЕР

ФРАГЕР

ФРАНКО

ФРАНСЕ

ФРИМЛЬ

ФРИШКА

ФРОЛОВ

ФРУНЗЕ

Музыкальный словарь ver16