на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФИТА (T) - 8-я буква греч. алфавита, применявшаяся как муз. знак в ранневизантийской нотации. Известны 3 способа её начертания: (thematismos eso), (thematismos ехо) и (thema haploun). Первое указывало ход голоса на 2 ступени вниз, второе - на 3 ступени вверх, третье помещалось в конце мелодич. строк (Э. Веллес считает, что значение Ф. haploun точно не установлено). По мнению О. Флейшера, Ф. указывали на модуляцию. Ф. вошла в арсенал средств записи рус. церк. напевов вместе с принятием христианства византийского образца. По мере усложнения мелодий росло многообразие фитных распевов и их начертаний; в 16 в. они получили такое же эстетич. значение, какое в григорианском пении придавалось юбиляциям. Появились т. н. фитники - сборники фитных мелодий, в которых «тайнозамкненная» запись, доступная лишь мастерам др.-рус. пения, сопровождалась «разводом», т. е. её расшифровкой с помощью обычного крюкового письма. С распространением в 17 в. пятилинейной нотации возник новый тип сборников - двознаменники (см. Двоезнаменник), где на левой странице книги давались «тайнозамкненное» начертание Ф. и её развод, а на правой - запись той же Ф. в пятилинейной нотации. Д. В. Разумовский и В. М. Металлов опубликовали фитники в квадратной нотации, в цефаутном ключе.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь