на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ФЛЕШ (Flesch) Карой (Карл) (9 X 1873, Визельбург, ныне Мошонмадьяровар, Венгрия - 14 XI 1944, Люцерн) - венг. скрипач, педагог, теоретик скрипичного искусства. Учился игре на скрипке в Вене у А. Бака, Й. Максинчака, а также у Я. Грюна (в консерватории, с 1883), в Париже у Э. Созе и М. П. Ж. Марсика (в консерватории, 1890-94), получил 1-е пр. студенч. конкурсов в этих городах. С 1897 до конца жизни преподавал скр. игру. Дебютировал как солист в Вене (1895), затем с успехом выступал в Берлине (1896). Выступал как солист с симф. оркестрами Амстердама (1903; в 1904 дал 3 концерта, исполнив произв. классич., романтич.-виртуозного и совр. стилей), Парижа (1910), Лондона (1911). В Берлине (1905) осуществил цикл историч. концертов, сыграв за 5 конц. вечеров более 60 произв. 48 композиторов разл. эпох и стилей, включил в программу также полный цикл сонат и партит И. С. Баха для скрипки соло. Всеобщего признания достиг в 1910-14, гастролируя во мн. странах Европы, в России (1911) и США (1914). Концертировал и как ансамблист - участвовал в сонатных вечерах с пианистами А. Шнабелем, К. Фридбергом и Б. Эйснером; играл в трио с Шнабелем, Фридбергом (фп.), виолончелистами X.. Беккером, Ж. Жерарди, Ф. Салмондом и Г. П. Пятигорским; был рук. «Струнного квартета королевы» в Румынии (1897-1902). Исполнение Ф. характеризовалось совершенством техники, богатым оттенками тембром звучания, глубиной трактовки. Завоевал известность как педагог. Преподавал в консерваториях в Бухаресте (1897-1902) и Амстердаме (1903-08 и 1939-40), в Высшейшколе музыки в Берлине (1921-22), в Ин-те Кёртис в Филадельфии (1924-28), в Баден-Бадене (1928-34), в Корол. муз. колледже в Лондоне (1934-39) и на курсах мастерства в Люцерне (1943-44). Среди учеников Ф. - А. Муди, М. Росталь, Ш. Гольдберг, И. Гендель, Ж. Невё, Р. Однопосов, Г. Шеринг, Б. Гимпель, И. Хасид. Ф. был чл. жюри ряда междунар. конкурсов скрипачей, в т. ч. конкурса им. Э. Изаи (Брюссель, 1937). Инструктивные труды Ф. посв. скр. технике; он считал, что в её основе лежат элементарные игровые движения. Отд. проблемы повседневной работы скрипача рассмотрены Ф. в работах: «Как надо заниматься» («Wie soll man ьben», 1928; не опубликована) и «Высшая школа скрипичной аппликатуры» (1940). В 2-томном труде Ф. «Искусство скрипичной игры» обобщены разл. вопросы методики обучения скрипачей (переведён на англ., итал., польский, рус. яз.). В своих инструктивных работах Ф. проявляет критич. отношение к традиц. скр. методике, даёт анализ практич. педагогич. советов др. авторов (выделяет прогрессивную роль франко-бельг. и рус. скр. школ - Ж. Л. Массара, М. П. Ж. Марсика, Л. Ауэра). Ф. утверждал, что путь к технич. и художеств. совершенству - в полной осознанности всего исполнит. процесса. Ф. принадлежат редакции многих скр. произв., в т. ч. сонат и партит И. С. Баха, каприсов Н. Паганини, а также сонат Л. Бетховена (совм. с А. Шнабелем), транскрипции для скрипки с фп., 6 арий Г. Ф. Генделя (совм. с венг. пианистом Б. Эйснером). Написал мемуары «Воспоминания скрипача», в которых на основе критич. анализа игры мн. выдающихся скрипачей нач. 20 в. наметил гл. стилистич. тенденции совр. скр. исполнительства.
Соч.: Urstudien für Violine, В., 1911 (рус. пер. Основные упражнения для скрипки, пер. И. Сафонова, М., 1937); Etüdensammlung lur Violine, Bd 1-3, Cph., 1921. Лит. соч.: Die Кunst des Violinspiels, Bd 1-2, В., 1923-1928 (рус. пер.- Искусство скрипичной игры, т. 1. Вступ. ст., коммент. и доп. К. А. Фортунатова, М., 1964); доп. Das Skalensystem, В., 1926 (рус. пер.- Гаммы и арпеджии…, М., 1937, 1971); Das Кlangproblem im Geigenspiel, B., 1931; The memoirs of Carl Flesh, ed. by H. Кeller, L., 1957, то же на нем. яз., по оригинальной рукоп.: Erinnerungen eines Geigers, hrsg. von С. F. Flesch, Freiburg i. Br.-Z., 1960, 1961 (рус. пер. фрагмента - Воспоминания скрипача, в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 8, М., 1977; Die hohe Schule des Violin-Fingersatzes (рукоп. 1940, впервые издана на итал. яз. - Alta scuola di diteggiatura violinista, ed. por A. Curci, Mil., 1960; на англ. яз.- Violin fingering. Its theory and practice, ed. by B. Schwarz, L.- N. Y., 1966).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ФЛ..

ТОМА

ТОММ

ТОНС

ТРЕШ

ТРИО

ТУБА

ТУМА

ТУРТ

ТУШЕ

ТЮРК

УРАН

УСОВ

УФАР

УХОВ

УЭББ

ФАЙН

ФЕРЕ

ФИЛД

ФИТА

ФОРЕ

ФОСС

ФРЕЙ

ФРИД

ФРОМ

ФУГА

ФУКС

ХАБА

ХАЗЫ

ХАЙТ

ХАЛЛ

ХАРА

ХАРТ

ХАУК

ХЕЙС

ХЕРЦ

ХЕСС

ХИЛЛ

ХИЛЬ

ХОРА

Музыкальный словарь ver16