на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФЛОТОВ (Flotow) Фридрих фон (27 IV 1812, Тёйтен-дорф - 24 I 1883, Дармштадт) - немецкий композитор. Учился в Париже игре на фп. у И. П. Пиксиса, композиции - У А. Рейха (1828-30). Знакомство и общение с композиторами Ф. Обером, Дж. Россини, Дж. Мейербером, Ш. Гуно, Ф. Галеви и Ж. Оффенбахом пробудили у Ф. интерес к муз. театру. Оперы Ф. ставились в Париже с 1836 (сначала под именем его соавтора А. Гризара). Во время Революции 1848 Ф. уехал из Парижа в Мекленбург (Германия). В 1850-е гг. соч. Ф. ставятся также в Германии и Австрии. В 1855-63 придв. интендант в Шверине. С 1863 снова жил в Париже, с 1868- в своём поместье близ Вены в Нижней Австрии (выезжал в Вену, Париж и Италию). С 1880 жил в своём имении под Дармштадтом. Ф. - автор св. 25 опер и ряда др. соч. На его творчество оказала сильное влияние франц. оперная школа. Для муз. стиля Ф. характерны простота мелодики, грациозность ритмики, в некоторых соч. заметно влияние Оффенбаха. Наибольшей известностью пользовались его оперы «Алессандро Страделла» и «Марта, или Ричмондский рынок». Последняя с большим успехом ставилась во многих странах, в т. ч. и в России (под названием «Марта»). Автор воспоминаний (см.: Flotow Fr. von, «Erinnerungen aus meinem Leben», «Deutsche Revue», 1883, Jahrg. 8, Bd 1).
Соч.: оперы - Графиня Сен-Мегран (Герцогиня де Гиз, Le Comte de St-Megren - La Duchesse de Guise, 1838), Леди Мелвил (Lady Melvil, совм. с Гризаром, 1838, театр «Ренессанс», Париж), Чудотворная вода (L'Eau merveilleuse, 1839, там же), Кораблекрушение «Медузы» (Le Naufrage de «la Meduse», совм. с О. Пилати и А. Гризаром, 1839, там же; 2-я ред. под назв. Матросы - Die Matrosen, 1845, Гамбург), Раб Камоэнса (L'esclave de Camoens, 1843, театр «Опера комик», Париж; 2-я ред. под назв. Индра, 1852, Венская придв. опера; 3-я ред. под назв. Волшебница - франц. L'enchanteresse, итал. Alma l'incantatrice, нем. Die Hexe, 1878, Париж), Алессандро Страделла (1844, Гамбург), Страждущая душа (L'Ame en peine, 1846, театр «Гранд-Опера», Париж; на нем. яз. под назв. Лесник - Der Förster, 1847, Вена), Марта, или Ричмондский рынок (Martha, oder der Markt zu Richmond, 1847, Венская придв. опера), Великая княгиня Софья Екатерина (Die Groβfürstin Sophia Кatharina, 1850, театр «Королевские зрелища», Берлин), Рюбецаль (1854, Франк-фурт-на-Майне), Альбин (1856, «Кернтнертортеатр», Вена; 2-я ред. под назв. Мельник из Мерана - Der Müller von Meran, Кенигсберг, 1860), Иоганн Альбрехт (1857., Шверин), Пианелла (на сюжет «Служанки-госпожи» Гольдони, 1857, Шверин), Наида (первоначально - Виноградарь, Le Vannier, 1862, Лондон; на рус. яз.- 1865, Петербург), Хозяйка замка [La Chateleine (Das Burgfräulein), Der Märchensucher, 1865, «Карлстеатр», Вена], Зильда (1866, театр «Опера комик», Париж; новая ред. Б. Барди под назв. Фатима, 1925), У рунического камня (Am Runenstein, 1868 Прага), Музыканты (Die Musikanten, 1869 или 1870), Тень [L'ombre (Sein Schatten), 1870, театр «Опера комик», Париж; новая ред. X. и С. Шефлеров, 1933], Цветок Гарлема [La Fleur de Harlem (II flore d'Arlem), 1876, Турин], Poзеллана (1878), Шакунтала (не закончена); балеты - Леди Гарриет, или Служанка из Гринвича (Lady Harriet, ou la servante de Greenwich, 1844, театр «Гранд-Опера», Париж), Стрекоза (Die Libelle, 1856, Шверин), Король елей (Der Tannkönig, 1861, Шверин); оперетта Вдова Гранен (La veuve Grapin, 1859, театр «Буфф-Паризьен», Париж); камерно-инстр. произв.; романсы; музыка к спектаклям драм. театра, в т. ч. к «Зимней сказке» Шекспира, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь