на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФОРТЕПЬЯНО, фортепиано (старинное рус. - фортепьяны; нем. Fortepiano, Hammerklavier, Кlavier, франц. и англ. piano, итал. pianoforte), - собирательное назв. семейства клавишно-струн. муз. инструментов, снабжённых молоточковой механикой. Совр. Ф. существует в 2 разновидностях - рояля и пианино. Сочетание итал. слов piano (тихо) и forte (громко) встречалось и до изобретения Ф. - на клавесине нижняя клавиатура всегда даёт более громкое и яркое звучание по сравнению с верхней; в кон. 16 в. эти термины иногда фигурировали в назв. соч. (соната для клавира Дж. Габриели - Sonata piano e forte, 1597). P. получило своё назв. не потому, что оно явилось первым клавишным муз. инструментом, на котором можно было играть piano и forte, a потому, что при игре на Ф. стал осуществим постепенный переход от одного динамич. оттенка к другому. На Ф. приложенное к клавише усилие вызывает удар молоточка, головка которого обтянута особым войлоком (фильцем), по хору струн. Передача энергии движения пальца молоточку, ударяющему по струне, осуществляется посредством сложной системы - механики фортепьянной. В совр. Ф. каждой клавише соответствуют 3 струны в среднем и верхнем регистрах, 2 - в басовом, на самые низкие приходится по 1-й струне; каждый хор струн настроен в унисон. Одноврем. с нажатием клавиши и ударом молоточка по струне от неё отделяется демпфер. При нажатии правой педали отделяются от струн все демпферы; это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать их звучание благодаря свободному резонансу струн. Нажатие левой педали у рояля сдвигает вправо все молоточки, они ударяют в нижнем регистре по одной струне вместо двух, в среднем и верхнем - по двум вместо трёх, что ослабляет звучание и изменяет тембр; у пианино в тех же целях левая педаль приближает молоточки к струнам. Все струны делаются из стали, басовые обвиты дополнит. медной проволокой. Струны с одной стороны закрепляются на металлич. штифтах, с другой - прикрепляются к металлич. колкам, с помощью которых осуществляется их настройка. Струны натянуты над деревянной резонансной декой. Суммарная сила натяжения струн совр. Ф. достигает 20 тонн; для противодействия этой силе применяется чугунная рама (до 19 в. изготовлялась из дерева). Корпус P. делается из склеенной в неск. слоёв древесины определ. пород дерева, наружный слой полируется. Совр. Ф. имеют диапазон А2-с5 (7 1/4 октавы) или А2-а4 (у б. ч. пианино); у конц. роялей австр. фирмы «Бёзендорфер» он расширен вниз до С2, образуя 8 октав. Конструкция совр. Ф. - результат длительной эволюции инструмента, изобретённого в нач. 18 в. Предшественником Ф. из клавишных муз. инструментов является клавикорд, имеющий систему т.н. тангентов (металлич. наконечники), которые воздействуют на струны, ударяя по ним снизу, а не клавесин (как считали некоторые историки музыки), у которого звук извлекается щипком струны. Ф. появилось почти одноврем. в 3 странах; его изобрели независимо друг от друга клавирные мастера - в Италии Б. Кристофори (Флоренция, 1709-11), во Франции Ж. Мариус (Париж, 1716-17), в Германии школьный учитель музыки К. Г. Шрётер (Нордхаузен, 1717-21). Г. Зильберман, усовершенствовавший механику Кристофори - Шрётера, в 1735, демонстрировал свои первые образцы И. С. Баху, но не получил его одобрения, т.к. в эпоху расцвета клавесина и др. клавишно-щипковых инструментов Ф. по сравнению с ними звучали грубо и казались более примитивными. Ф. с механикой, разработанной преемником Зильбермана И. А. Штейном в Аугсбурге, высоко оценил в 1777 В. А. Моцарт (до этого он выше всех ставил инструменты Ф. Я. Шпата из Регенсбурга). Фортепьяно Штейна были снабжены двумя педалями совр. типа, которые полностью заменили особые «коленные» рычаги, имевшиеся на предшествующих образцах. В 1794 И. А. Штрейхер, работавший в Вене, пользуясь советами Л. Бетховена (был с ним дружен), создал на основе Ф. с механикой Штейна более совершенную, звучную модель. (Механика И. А. Штейна - И. А. Штрейхера называлась немецкой или венской.) На усовершенствованных Штейном и Штрейхером Ф. играть стало гораздо легче, чем на более ранних моделях (значительно уменьшилась затрата энергии для преодоления сопротивления клавиши), пианист получил возможность свободно исполнять орнаментальные фигурации. В 1770 голл. мастер А. Бекерс, работавший в Лондоне, изобрёл новый тип механики, т.н. английскую; в его Ф. некоторые трудности звукоизвлечения компенсировались большей мощностью звучания. На пути эволюции Ф. возникали и разл. рода «ответвления». Так, некоторые мастера пытались объединить Ф. с др. инструментами, в первую очередь с органом. Такие «клавиорганы» (Claviorganum, Lautenklavier и др.) получили нек-рое распространение в кон. 18 в. (после 1770); в России они назывались «организированные» Ф. (piano organisй) или «P. с органами» (для такого солирующего клавиоргана с небольшим орк. составом Д. С. Бортнянский в 1790 написал конц. симфонию). Непродолжительное время изготовлялись также Ф., сочетавшие клавесинный и фп. механизмы. Среди др. разновидностей - Ф. с педальной (ножной) клавиатурой, по объёму равной органной; специально для педального фортепьяно Р. Шуман написал Этюды ор. 56, Эскизы ор. 58 и 6 фуг ор. 60 (также для органа), Ш. Гуно - конц. сюиту для «педального Ф.» с оркестром. Известно, что Ф. Лист также проявлял интерес к педальному Ф. Однако такой инструмент большого распространения не получил; он используется лишь как домашний (учебный) для органистов. В процессе эволюции Ф. менялась его форма. Образцы с горизонтально расположенной механикой могли иметь прямоугольную форму корпуса (назывались «столовыми Ф.» - Tafelklavier; неск. экземпляров хранится в Музее муз. инструментов Ун-та им. К. Маркса в Лейпциге) или крыловидную (в Германии назывались флюгель, нем. Flügel - крыло; в России - флигель; во Франции - рояль, франц. royal - королевский; это назв. утвердилось также в России). Совр. названия: рояль (нем. Flügel, итал. Pianoforte a corde, франц. royal, piano а queue, англ. grand piano) и пианино ? P. с вертикальной механикой (нем. Pianino, итал. pianino, франц. piano droit, англ. upright pianoforte); среди Ф. с вертикальной механикой были также т.н. пирамидальные Ф., или «жираффен-клавир», «жираффен-флигель» («Giraffen-Flügel»). Дальнейшие усовершенствования Ф. были введены Дж. Бродвудом в Лондоне (см. «Бродвуд»; он сделал специально для Бетховена 4-хорное Ф., позволившее более выразительно исполнять его соч., с их усиленной динамикой и напряжённостью), затем С. Эраром, создавшим в Париже в 1823 (по др. источникам, в 1821 или 1822) Ф. с репетиционной механикой (см. Репетиция). В России первыми мастерскими, изготовлявшими Ф., были предприятия работавших в Петербурге нем. мастеров И. А. Тишнера (1818-40-е гг.; его рояли высоко оценил М. И. Глинка, 1854) и К. Вирта (сер. 1820-х гг. - 1857; его инструменты нравились А. С. Даргомыжскому, а также К. Шуман). Появление Ф. ответило назревшей в процессе развития муз. искусства потребности в клавишном инструменте, который обладал бы более сильным звуком по сравнению с клавесином и клавикордом и одноврем. позволял бы передавать широкую гамму динамич. оттенков. В числе первых композиторов, писавших для Ф., были представители венской классич. школы Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Но и многие их соч., ещё не предназначавшиеся для Ф., на Ф. звучат более впечатляюще. В последующее время развитие фп. музыки стимулировалось совершенствованием инструмента и, в свою очередь, активизировало поиски, направленные на улучшение механики и др. элементов конструкции Ф. Ф. завоёвывало всё большую популярность и к кон. 18 в. вытеснило все др. виды клавишно-струн. инструментов. Мастерство пианистов 19-20 вв. во многом связано с максимальным использованием всех технич. возможностей последних моделей Ф., их выборочным комбинированием, включая искусство педализации; поэтому у каждого пианиста-художника Ф. звучит индивидуально - у одного с преобладанием «металла», «серебристости», у другого - мягко, глубоко, у третьего - «пышно», красочно и т.д. При игре на Ф. можно получить богатую звуковую колористич. палитру; несмотря на ударную природу звукообразования Ф., у искусного исполнителя оно может превратиться в певучий инструмент, а игра - быть поэтичной, лирической. Для Ф. существует огромная литература, в к-рую каждая нац. школа внесла свой вклад.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь