на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФРИДЕ Нина (наст. имя - Антонина) Александровна [10(22) I, по уточнённым данным, 1859 (разл. источники указывают и 1862, 1864, 1865), Петербург - 16 III 1942, Ленинград] - рус. певица (меццо-сопрано). В детстве обучалась игре на фп. у своей матери, ученицы А. Г. Рубинштейна. В 1874 поступила в Петерб. консерваторию, где занималась по классу фп. у К. К. Фан-Арка, затем по классу пения у Н. А. Ирецкой. С 1880 совершенствовалась в Париже у С. Маркези и в Италии под рук. А. Буцци и Дж. Ронкони. 18 окт. 1882 успешно выступила на оперной сцене «Т-р Никколини» во Флоренции, исполнив партию Пьеротто («Линда ди Шамуни» Доницетти), затем в течение неск. месяцев пела в Барселоне. В 1884-91 и 1895-1908 была одной из ведущих солисток Мариинского театра (дебютировала в партии Амнерис). В 1891-95 концертировала в Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве, Париже, Монте-Карло и др. Оставив сцену (1908), продолжала выступать в концертах. P. обладала небольшим, гибким, подвижным, прекрасно поставленным высоким меццо-сопрано мягкого бархатного тембра, артистич. талантом. Репертуар Ф. был обширным и разнообразным (св. 50 партий); создала ряд ярких сценич. образов. Больше всего ей удавались лирич. партии. Высоко ценил талант певицы П. И. Чайковский, в операх которого Ф. неоднократно выступала (Ольга, Ларина, Няня («Евгений Онегин»), Любовь («Мазепа»), Княгиня («Чародейка»), Иоанна («Орлеанская дева»), Миловзор (1-я исполнительница, 1890), Полина, Графиня («Пиковая дама»), Басманов («Опричник»)]. Н. А. Римский-Корсаков называл её «идеальной» Любашей (в 1901 Ф. впервые выступила в партии Любаши в «Царской невесте»; Петербург, Мариинский театр). Среди др. партий: Кончаковна, Рогнеда; Весна («Снегурочка»), Любава; Фёдор («Борис Годунов»), Шарлотта («Вертер»), Зибель, Стефано («Фауст», «Ромео и Джульетта» Гуно), Урбан («Гугеноты»), Далила; Фрика и Гримгерда («Валькирия»). Высокая муз. культура и тонкий художеств. вкус отличали Ф. и как камерную певицу; она участвовала в концертах РМО, Бесплатной муз. школы, в разл. благотворительных концертах; была одной из лучших исполнительниц романсов Римского-Корсакова. Ряд своих романсов ей посв. А. К. Глазунов («Муза»), М. А. Балакирев («Я любила его»), Римский-Корсаков («Вертоград»), Э. Ф. Направник («Я нарву вам цветов к именинам»). В годы 1-й мировой войны 1914-18 Ф. служила в действующей армии сестрой милосердия. После Oкт. революции 1917 вела активную муз.-обществ. работу, нек-рое время была педагогом Петрогр. консерватории. С 1920 жила в Луге, где преподавала пение в педагогич. техникуме, муз. школе, детском доме, на спец. курсах по подготовке инструкторов-вокалистов для колхозников. С 1941 жила в Ленинграде. Написала «Воспоминания о Чайковском» («Огонёк», 1940, No 12).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь