на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГАБРИЕЛИ (Gabrieli) - итальянский композиторы, видные представители венецианской полифонич. школы. Андpеа Г. (между 1510-20, Венеция - в конце 1586, там же). В 1536 певчий собора Сан-Марко, в 1558 органист церкви св. Иеремии. С 1564 второй, с 1584 первый органист собора Сан-Марко. Сочинял музыку к праздничным церемониям, в т.ч. по случаю победы при Лепанто (1571), открытия театра «Олимпико» в Виченце (1585) и др. В духовных произв. Г. нарушал равновесие хоров, использовал вок.-инстр. составы. Среди его светских сочинений выделяются песни в духе канцонет, в т.ч. «Джустинианы», в которых он подчас предвосхищает острую характерность оперы-буффа. Его преемниками в этой области были Дж. Кроче, О. Векки, А. Банкьери. Инстр. произв. Г. намечают контуры фуги (противосложение, стреттные проведения). Среди учеников Андреа Г. - X. Л. Хаслер, Дж. Габриели. Джованни Г. (ок. 1557, Венеция - 12 VIII 1612 или 1613, там же). Племянник Андреа Г. В 1575- 1579 состоял в придворной капелле под управлением О. Лассо (Мюнхен), что определило влияние последнего на его творчество, С 1584 второй, с 1586 первый органист собора Сан-Марко. Дж. Г. развивал традиции, залощенные Андреа Г.; он объединял вок. и инстр. средства воплощения, добиваясь ещё большей гибкости сопоставления групп хора и инстр. ансамбля. Заимствуя из органной музыки принцип октавного удвоения, чуждый полифонич. искусству, Дж. Г. достигал мощи и сочности звучания. Он тяготел к аккордовой фактуре, оживляемой ритмич. чеканными мотивами. Контрапунктич. развитию композитор предпочитал повтор одного тематич. образования в разной тембровой окраске. Дж.Г. первый выступил с многохорными инстр. произв., предвосхитив в некоторых из них черты инстр. концерта, ввёл чередование пиано и форте (Sonata piano e forte). Его соната для 3 скрипок и цифрованного баса - образец раннего гомофонного инстр. сочинения. Наиболее значит. произв.: концерты для 6-16 голосов (Concerti di Andrea et di Giovanni Gabrieli, Venezia, 1587), монументальные, красочные Священные симфонии (Sacrae symphoniae…, Venezia, 1597, 1615). У Дж. Г. совершенствовался немецкий композитор Г. Шюц (был его любимым учеником). Андреа и Дж. Г. окончательно определили характерные черты венецианской школы: многохорность, наличие инстр. сопровождения, богатство тембровой окраски, свободное применение диссонансов, использование принципа концертности.
Соч.: L'opera omniaa cura di D. Arnold, v. 1-3, Roma, 1956.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь