Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР - разновидность минорного лада. По сравнению с натуральным минором VII ступень Г. м. - высокая. Она представляет собой вводный тон, остро тяготеющий вверх к приме тоники; между VI и VII ступенями возникает интервал ув. секунды. На I и IV ступенях Г. м. сохраняются, как и в натуральном миноре, малые (минорные) трезвучия (t и s), a на V ступени образуется большое (мажорное) трезвучие (D). Наличие вводного тона и связанная с этим мажорность доминанты позволяют трактовать аккордовые соединения и связи Г. м. по аналогии с мажором. Г. м. возник в 17 в. как лад, противоположный мажору по эмоцион. окрашенности, но допускающий сходные с ним приёмы гармонизации. Широко распространен до наст. времени. Лит. см при ст. Гармонический мажор. Ю. Г. Кон.  |